
В Сколково прошли дебаты о вызовах, рисках и перспективах ИИ в транспортной отрасли
24 апреля 2025 года в Инновационном центре Сколково состоялась научно-практическая конференция «Искусственный интеллект в транспортной отрасли — TRANS AI 2025». На пленарной сессии ведущие эксперты обсудили ключевые вызовы, связанные с развитием ИИ: от влияния на рынок труда до вопросов безопасности и этики.
ИИ в транспорте: от автопилотов до интеллектуального управления потоками
В приветственном обращении Роман Старовойт, министр транспорта РФ, подчеркнул, что искусственный интеллект сегодня охватывает все сферы транспорта:
-
беспилотные грузовики и поезда;
-
автономное судоходство;
-
интеллектуальные системы управления автомобильными потоками;
-
прогнозирование спроса на рейсы в авиации.
ИИ уже усиливает человеческий потенциал, повышая эффективность и безопасность транспортного комплекса.
РЖД: тестирование биоморфных роботов и автоматизация перевозок
Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров отметил, что железные дороги становятся крупнейшим полигоном для внедрения автоматизации и ИИ:
-
интеллектуальные системы диагностики и планирования перевозок;
-
исследования возможностей использования биоморфных роботов для работы в сложных условиях.
ИИ — союзник или угроза?
Острая дискуссия на тему «Союзник или враг человеку искусственный интеллект» выявила разные позиции:
-
Иван Оселедец (AIRI): через 10 лет появится сильный ИИ, способный заменить специалистов в инженерных и транспортных задачах.
-
Александр Долгий (АО «НИИАС»): с развитием технологий исчезают профессии, но рождаются новые — это естественная эволюция.
-
Евгений Чаркин (ОАО «РЖД»): ИИ останется помощником человека, освобождая от рутинных задач и позволяя сосредоточиться на функциях с добавленной стоимостью.
Ошибки ИИ: контроль важнее запретов
Роман Кравцов (АО «Компания ТрансТелеКом») подчеркнул, что ошибки ИИ неизбежны, но акцент должен быть на развитии:
-
адаптивных систем;
-
этических стандартов;
-
механизмов контроля качества данных.
ИИ должен оставаться инструментом в руках человека.
Автономный транспорт: «умные» машины и «умные» дороги
Дмитрий Куликов (ЭвоКарго) выделил два сценария развития автономного транспорта:
-
создание «умных» автомобилей, независимых от инфраструктуры;
-
строительство «умных» дорог, управляющих «простыми» транспортными средствами.
Оптимальный путь — синтез этих концепций для достижения двойного уровня безопасности.
Технологическая сингулярность: когда появится ИИ уровня человека
Джефф Клун (Deepmind) отметил, что к 2027–2050 годам возможна разработка ИИ, сопоставимого по когнитивным способностям с человеком. Это событие может стать точкой технологической сингулярности, радикально изменившей развитие науки и технологий.
Организация конференции
Мероприятие прошло при поддержке:
-
концерна «Телематика» (организатор),
-
ГК «Автодор» (партнёр),
-
АО НИИАС, АО Компания ТрансТелеКом, ICL и Trust Technologies.