Как выйти победителем из кризиса: советы от генерального директора Relog

Кризис пришел всерьез и надолго. И пересидеть его, закрывшись, как улитка в раковине, никому не удастся. В этих условиях придется работать и пересматривать затраты, в том числе транспортно-логистические. О том, как IT-решения помогают пережить плохие времена, рассказал генеральный директор компании Relog Бауыржан Рустемов.

 

Сейчас на рынке есть множество программ по оптимизации логистики, в том числе российских. Какие базовые задачи выполняют эти системы?

Если говорить про базовые задачи, то они у всех одинаковые – составить алгоритм планирования маршрутов таким образом, чтобы оптимально подобрать нужное количество машин, снизить транспортные расходы, сэкономить время в пути. Это базовые вещи, которые есть у более половины систем по оптимизации логистики.

В чем преимущества программы Relog, если сравнивать ее с решениями конкурентов?

Отличие кроется в дополнительных вещах, которые мы предоставляем. Relog сделал свой движок для картографического сервиса, с помощью которого можно подключать любые виды карт. Этим могут похвастать только одна-две компании на рынке. Мы сделали приложение для директора по логистике и топ-менеджмента компании, ранее такой сервис никто не предлагал. Помимо этого, сделали систему для детальной глубокой аналитики, которая позволяет делать логистику еще более прозрачной, оптимальной, видеть потери и контролировать все бизнес-процессы. Такую серьезную аналитику никто из наших конкурентов не делает.

 

 

Если говорить о рынке России, то в каких регионах представлена ваша компания?

У нас сейчас вне Казахстана более 20 контрактов, из которых около 15 договоров с российскими компаниями. Большая часть их сосредоточена в Москве, Питере, Краснодаре, Новосибирске. Из наиболее известных – компания по доставке грузов «Экспресс Сервис», головной офис которой находится в Москве, автопарк составляет 80 машин. Завод напитков в Питере «Невский» тоже работает с нами. Если говорить о Казахстане, то нашей программой пользуются все крупные компании в фармацевтическом, дистрибуторском секторах, а также e-commerce. 

Коронавирус «спутал все карты». Как отразился кризис COVID-19 на вашей компании?

В период карантина не менее 50% наших постоянных клиентов приостановили свою деятельность, соответственно заморозили оплату за пользование программой. Часть из них сейчас возвращается к работе. Многие наши партнеры пытаются договориться о скидках, чтобы выжить в непростых условиях. Вместе с тем, в период пандемии нам удалось привлечь новых клиентов. В апреле с нами подписали контракты 12 компаний, в основном - интернет-магазины и дистрибуторы. Это говорит о том, что они видят необходимость в IT-решениях, которые позволяют контролировать логистику. Средний чек, конечно, упал, но количество новичков выросло.  

Часто от руководителей компаний приходится слышать, что сейчас кризис, и у них нет денег на всякие там «программки». Насколько это разумно в данной ситуации?

У каждой компании есть своя потребность в нашем продукте в зависимости от ее размеров и стадии развития. Есть стадия развития, при которой логисты просто не могут не пользоваться программами по оптимизации. Это вопросы их работоспособности и выживания. Но есть небольшие компании, которые просто отложили внедрение IT-решений до лучших времен, пытаясь сфокусироваться на выживании.

Каким конкретно компаниям, из каких сфер можно получить реальную эффективность от использования программ?

Целесообразность использования нашего продукта возникает, когда у компании больше пяти машин, есть доставка внутри города, и ежедневно нужно выполнять много заказов. В данном случае, нужно контролировать транспортные расходы, мониторить передвижение, распределять грузы в машинах. Если в компании две-три машины, то целесообразность нашей программы отпадает. Конечно, роль играет и сфера деятельности. Наибольший рост эффективности могут получить дистрибуторы фармацевтики, товаров народного потребления, компании по доставке воды, мебели, производители хлебобулочных изделий и других продуктов питания. Следует отметить, что многие производства работают с дистрибуторами. Но есть компании, которые сами изготавливают и доставляют свои продукты.

Какую эффективность можно получить с помощью программы в процентном выражении?

Все зависит от степени запущенности логистических процессов. Мы работали с одной фармацевтической компанией, у которой не было никакой системы составления маршрутов, и, благодаря нашей программе, расходы удалось сократить на 40%.    

Вспышка коронавируса изменила автомобильный трафик: из-за перехода на дистанционную работу сократилось количество личных автомобилей на дорогах, исчезли «пробки». Насколько актуальна в данных условиях оптимизация маршрутов?

Доставка продуктов не остановилась, у некоторых компаний даже стало больше работы. Тот же самый онлайн-супермаркет «Arbuz» – наш клиент, в данный момент наблюдает рост заказов. Дистрибуция лекарств продолжается. Действительно, пробок стало меньше. Но помимо пробок есть множество других факторов, которые влияют на оптимизацию маршрутов: например, график поставок, частота отправлений, временные окна, весогабаритные характеристики грузов. В Москве пробки занимают 60% от общего вклада всех факторов, в Алматы – 20%.

Вы сказали, что системы учитывают весогабаритные характеристики груза. Но зачем изобретать велосипед, если всегда грузили по принципу «тяжелое и большое вниз, легкое наверх» и все было отлично?

Я бы даже рекомендовал так делать компаниям, у которых 2-3 машины. Но как только автопарк вырастает до 5-10 машин, оптимально распределить груз вручную невозможно. Человек просто не сможет учесть все параметры. У каждого клиента свой временной интервал доставки, своя категория товаров, которую нельзя размещать в общей газели. Компьютер, перебирая миллионы различных планов загрузки в секунду, может найти лучше решение, чем самый опытный логист.

Многих руководителей пугает сложная интеграция программы в информационную систему предприятия. Как, на ваш взгляд, можно упростить этот процесс?  

Любые новые внедрения изначально вызывают отторжение. У нас очень большой опыт в процессах интеграции, мы сотни раз интегрировались с различными системами от SAP до 1-С. В нашей компании все процессы построены так, что интеграция проходит за 1-2 дня. Мы работаем с такими сервисами, как Albato, Zapier, которые позволяют интегрироваться в два клика. С помощью визуального скрипта можно за пять минут связать любую CRM и Relog. Это одно из главных преимуществ нашей программы.  Мы предлагаем заполнить специальную анкету для клиентов, где порядка 20 вопросов. От ответов на эти вопросы зависит качество и скорость внедрения программы.

Некоторые руководители не хотят заморачивать ни с ответами на вопросы, ни с установкой программы, им проще отдать транспортную логистику на аутсорсинг. Какие риски, на ваш взгляд, при этом существуют?

Если компания не хочет заниматься внедрением IT-решений, можно отдать доставку и на аутсорсинг. Но ни один из известных мне 3pl операторов в России и Казахстане не обеспечивает должный уровень сервиса. Если компания может себе позволить доставку с опозданием или без передачи товара клиенту лично в руки, то можно воспользоваться услугами операторов. Но у большинства бизнесменов, как правило, высокие требования к доставке. Для них важно, как выглядит курьер, как общается с клиентами, в какой он форме, ведь доставка является частью их бренда. Прибегая к аутсорсингу, такого уровня сервиса невозможно достичь. Небольшому интернет-магазину можно воспользоваться и услугами 3pl операторов. Но нужно понимать, что доставка будет обезличенной.   

Чтобы привлечь клиентов в это непростое для всех время, некоторые российские компании предлагают модель оплаты за пользование IT-решением, при которой клиент платит только, если в течение месяца сэкономил за счет оптимизации. Как вы относитесь к такой модели?

Relog работает по предоплате. Если партнер столкнулся с трудностями или не увидел эффективности, то мы возвращаем деньги. Но, программа – это всего лишь инструмент, на эффективность также влияют решения топ-менеджера и слаженность его команды. Успех внедрения IT-продукта зависит не только от нас, а от готовности партнера внедрять решение. Это не односторонний труд.

Какие планы у Relog были до кризиса и пришлось ли их изменить?

До кризиса наша стратегия была ориентирована на рост, теперь - на выживание. Нам нужно стать стабильным бизнесом, который будет получать постоянный уровень доходов. Такое состояние нам нужно утвердить.

Считаете ли вы кризис COVID-19 периодом новых возможностей для бизнеса?

Думаю, что люди будут находить эффективность в каких-то новых инструментах. Например, онлайн-встречи оказались более продуктивными, чем личные. Не нужно стоять в пробках, искать парковку, тратить время на дорогу. По своему опыту могу сказать, что до карантина у меня не было таких интенсивных встреч. Бизнесмены вообще могут переоценить использование своего времени. Возможно, люди привыкнут к доставке «до двери», и после карантина привычка делать такие заказы у кого-то останется. Это положительный момент для транспортно-логистического бизнеса. В тоже время из-за кризиса многие компании не выжили, закрылись и думаю, что до конца года свою деятельность заморозят немало бизнесменов.

Какие советы по выживанию в кризис вы бы дали предпринимателям?

Не хотел бы быть фальшивым и банальным. Я считаю, что предприниматель – это такой человек, главное качество которого – стрессоустойчивость. Если он не опускает руки, то он чего-то добьется, потому что задача каждого предпринимателя – справляться с трудностями. Кризис – это только одна из трудностей. Хотел бы пожелать бизнесменам не сбиваться со своего пути. Мне кажется предприниматели – это люди, которым нравиться преодолевать препятствия, они хотят борьбы, им нравится сам соревновательный процесс. И я желаю всем предпринимателям оставаться сильными на своем пути.

https://getrelog.com/

Youtube канал RELOG

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости