Новости цифровой логистики: от тотального трекинга до автономных погрузчиков

Робот сортирует пластиковые контейнеры на автоматизированном складе — технологии в логистике и роботизация складских процессов

Большинство компаний планируют автоматизировать отдельные логистические процессы, крупнейшие предприятия промышленности экспериментируют с искусственным интеллектом, в автоперевозках между странами ЕАЭС внедряют электронный документооборот — об этих и других трендах цифровизации в ежемесячном дайджесте новостей логистики.

Святослав Вильде

Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU»

Роботизация — на старте

Около 60% логистических компаний в России находятся на начальном уровне роботизации, показало исследование «Технологии Доверия» (ТеДо). Приоритет отдается решениям с очевидной и быстрой окупаемостью. Например, наиболее популярны палетайзеры (44%) и укладчики коробок (16%). Сложные решения пока редки: полностью роботизированные склады есть лишь у 3% компаний. Плотность роботизации в РФ исследователи оценили в 30 роботов на 10 тыс. сотрудников против 500–800 в развитых экономиках.

Однако, согласно исследованию Яндекс Роботикс и KUKA, 88% компаний из e-commerce, логистики и ритейла планируют внедрять мобильных роботов (AMR) на своих складах в самое ближайшее время. Причины — растущие объемы заказов, дефицит персонала и необходимость повышения точности операций.

Ключевой тренд — переход к модели goods-to-person, когда роботы доставляют товары к сотрудникам для комплектации. Это ускоряет сборку заказов на 30–40% и снижает нагрузку на персонал. Компании также инвестируют в ИИ-решения, позволяющие роботам самостоятельно ориентироваться в пространстве и оптимизировать маршруты.

В 2025 году 43% компаний планируют запустить от 2 до 5 проектов по роботизации, 39% — хотя бы один, и 18% — сразу десять и более. Наиболее востребованы мобильные роботы, шаттлы и решения для паллетизации.

Амурский ГХК запустил роботов на склад

Амурский газохимический комплекс первым в отрасли роботизирует складскую логистику. На предприятие уже поступила первая партия из 25 беспилотных электрических погрузчиков. Каждый робот грузоподъемностью до трех тонн оснащен лидарами для навигации и обнаружения препятствий. Техника способна автономно идентифицировать паллеты, выбирать оптимальный способ захвата и корректировать маршрут. Все погрузчики объединены в единую сеть для координации действий и предотвращения столкновений. На полной мощности они смогут отгружать до 5,6 тыс. паллет в сутки, что повысит общую эффективность логистики на площадке более чем на 30%. Управление осуществляется из единого диспетчерского центра, где отслеживается местоположение, заряд батарей и статус каждой единицы техники.

Помимо погрузчиков на предприятии планируют внедрять умные системы осмотра контейнеров, беспилотные краны и другие цифровые решения.

Минпромторг учредил премию за автоматизацию складов

Минпромторг России и Центр развития промышленной робототехники Университета Иннополис учредили первую отраслевую премию «Автоматизация и роботизация складской логистики — 2025». Церемония награждения пройдет 17 сентября на выставке CeMAT Russia в Москве. Премией отметят достижения компаний, инженерных центров и НИИ в разработке и внедрении технологических решений для модернизации складских комплексов.

Номинации охватывают ключевые направления отрасли: лучший интегратор сортировочного оборудования, лучшее решение для модернизации складов промышленных предприятий и ритейла, а также лучший производитель промышленных транспортных роботов.

ЕАЭС перешел на цифровые железнодорожные накладные

Россия, Беларусь и Казахстан завершили переход на электронные транспортные документы для железнодорожных перевозок. Это значительно упрощает таможенные процедуры, сокращает издержки бизнеса и ускоряет движение товаров.

По итогам 2024 года объем перевозок с использованием цифровых документов между Россией и Беларусью составил 90%, между Россией и Казахстаном — 79%. Особое внимание уделяется интеграции с Китаем: в декабре 2024 года запущены тестовые безбумажные перевозки через пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия, а объем корректных электронных сообщений между железными дорогами России и Китая достиг 90%.

В 2025 году продолжается дальнейшее расширение географии цифровых перевозок и подключение к системе других стран-участниц ЕАЭС.

«Платон» под вопросом

Вопрос расширения системы «Платон» на региональные дороги пока остается открытым. Минтранс России сообщил, что окончательное решение будет принято только после проведения необходимых исследований и экономического моделирования, которые должны быть завершены НИУ ВШЭ в декабре 2025 года. Эксперты полагают, что это неизбежно приведет к росту затрат для логистических компаний.

На этом фоне рынок коммерческого грузового транспорта демонстрирует значительное снижение. По данным «Автостата», за семь месяцев 2025 года продажи новых крупнотоннажных грузовиков в России упали на 56,8% в годовом выражении. Основной причиной столь серьезного спада аналитики называют высокую ключевую ставку Банка России, которая делает приобретение новой техники недоступным для многих перевозчиков. При этом подчеркивается, что реальная потребность бизнеса в грузовом транспорте сохраняется, что создает дополнительное давление на логистические операторы, вынужденные работать на устаревшем парке.

 

От точечных побед к экосистемному прорыву

«Отрасль логистики в России учится извлекать из цифровых решений не только операционную, но и стратегическую выгоду. Эффективность измеряется уже не только сокращением часов или тонн, а повышением устойчивости бизнеса, предсказуемостью цепочек поставок и созданием фундамента для будущего роста. Становится важной способность выстраивать коллаборации — между логистами и ИТ-разработчиками, между бизнесом и наукой, между странами и регуляторами, — комментирует Святослав Вильде, основатель и директор „Биржи грузоперевозок ATI.SU“. — Российская логистика более не догоняет мировые тренды, а активно формирует собственную модель цифровизации — прагматичную, ориентированную на быстрый ROI и адаптированную к уникальным вызовам огромного рынка. Следующая задача — интеграция этих точечных прорывов в единую цифровую экосистему, где данные беспрепятственно текут от производителя к конечному потребителю, предвосхищая спрос и исключая издержки».

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости