Зачастую VMI воспринимают как бизнес-модель, применимую только к взаимодействию между Поставщиком и Ритейлером или Дистрибьютором. Такой вид партнёрства действительно давно себя зарекомендовал. VMI несёт явные преимущества для обеих сторон.
Однако, логику подхода Vendor Managed Inventory можно использовать и в партнёрстве между двумя поставщиками. Например, производитель сырья может взять на себя ответственность за пополнение запасов своего клиента – производителя готовой продукции.
Такое прочтение подхода VMI, используемого во входящей логистике, несёт ряд скрытых преимуществ, которые ранее оставались в тени из-за непопулярности подхода в отношениях между поставщиками. Если мы проведём параллели между процессами в ритейле и производстве, то обнаружим явные совпадения для подхода, при котором поставщик будет управлять запасами клиента.
Регулярное пополнение и запасы сырья на производстве
Регулярное пополнение – основной фокус подхода Generix VMI. Ежедневный обмен данными о запасах и продажах (производстве) позволяет автоматизировать пополнение, установив минимальные и максимальные уровни запасов. Отслеживание запасов внутри границ Min и Max позволяет системе автоматически рассчитывать новые заказы, руководствуясь заданными правилами.
В случае работы с клиентом-производителем отчёт о запасах будет передавать данные об уровне запасов сырья, которое используется в производстве. Поставщик, взявший на себя ответственность за пополнение запасов клиента, получает эти данные и самостоятельно рассчитывает заказ на сырьё, которое будет отгружено клиенту и передано в производство.
Благодаря оперативной передаче данных, поставщик ежедневно получает свежие данные об уровне запасов своего клиента. Таким образом, поставщик может значительно сократить сроки, которые ранее отводились на расчёт и размещение заказа: новая поставка может быть отправлена уже в день получения отчёта о запасах.
Таким образом, поставщик может поддерживать минимальный уровень запасов у своего клиента и, в дальнейшем, сократить и собственные запасы. Аналитика данных о производстве позволит выявить закономерности в потребности клиента и узнать фактический спрос без эффекта хлыста.
В качестве примера можно привести проект по внедрению модели VMI (Vendor Managed Inventory) между распределительными центрами (РЦ) «Балтики» и «Магнита». Читайте подробнее о проекте в пресс-релизе «Балтика» и «Магнит» перешли на модель VMI с помощью SaaS-решения Generix Collaborative Replenishment.
Промо-акции и план производства
В российском ритейле промо-акции являются одним из основных способов продвижения товаров, повышения их узнаваемости и увеличения продаж. Объём товаров, отгружаемых в период промо, строго согласовывается в переговорах между поставщиком и ритейлером. Ритейлер ожидает, что поставщик отгрузит определённое количество согласованных товаров в установленные даты. Опоздание с отгрузкой или отгрузка неполного заказа грозят упущенными продажами и штрафами. Можем ли мы провести параллель с планами производства?
План производства «замораживается» за несколько дней до начала. При этом сотрудники, отвечающие за планирование производства, должны убедиться, что запланированное производство обеспечено всем необходимым сырьём. Воспринимая зафиксированное производство как согласованную промо-акцию, клиент (производитель готовой продукции) может передавать поставщику данные о плане производстве с указанием точных дат. Получив этот файл, поставщик сырья сможет оценить потребность клиента и решить, потребуется ли клиенту дополнительное пополнение запасов для обеспечения производства или же текущих регулярных запасов будет достаточно.
Отвечая за запасы клиента, поставщик будет воспринимать план производства как потребность, которая должна быть удовлетворена в указанные сроки. С учётом того, что этот же поставщик отвечает за регулярные запасы клиента (включая страховой запас), такая модель позволит сократить запасы и повысить уровень сервиса производства, потому что поставщик сможет своевременно проверить собственные запасы и, при необходимости, организовать экстренное производство.
Взгляд на VMI через входящую логистику расширяет зоны применения этого подхода: например, в отношениях между двумя поставщиками. Открытость и доверие между двумя сторонами помогут во взаимном сокращении запасов, а также в повышении уровня сервиса. В дальнейшем эти улучшения показателей, как правило, приводят к увеличению продаж готовой продукции и сырья.