
Логистика — одна из ключевых отраслей экономики, которая в последнее время активно развивается и трансформируется под влиянием цифровых технологий. Современные IT-решения помогают оптимизировать процессы, снижать издержки, повышать эффективность работы и оперативно справляться с серьезными вызовами, связанными с техническими, экономическими, кадровыми и регуляторными ограничениями. В этой статье вместе с Дамиром Абиловым, партнером консалтинговой практики OptiTeam, разберем ключевые тренды, технологии и перспективы цифровизации логистики в нашей стране и в мире.
Цифровизация логистики: что это и зачем она нужна
Внедрение современных технологий дает возможность выполнять большое количество рутинных задач с помощью IT-инструментов, а не ручного труда.
Цифровизация в логистике позволяет:
● сократить (а на некоторых этапах и полностью исключить) необходимость работы человека и свести к минимуму вероятность ошибок;
● усилить контроль над цепочками поставок;
● сократить издержки за счет оптимизации маршрутов и рационального управления складом;
● повысить скорость и точность обработки заказов;
● снизить затраты на персонал.
Например, крупнейшая в мире платформа электронной коммерции Alibaba активно применяет роботов и искусственный интеллект на одном из складов в городе Хучжоу в Китае. Умные технологии здесь управляют сортировкой и отгрузкой товаров, и с их помощью эффективность работы логистического центра повысилась в три раза.
Цифровизация — это не просто тренд, а реальная необходимость, позволяющая логистическим компаниям оставаться конкурентоспособными в условиях динамично меняющегося мира и постоянно растущих требований клиентов. Процесс внедрения цифровых технологий позитивно влияет не только на логистику, но и на экономику страны, улучшая производительность многих отраслей. Использование новых IT-инструментов ускоряет выполнение рутинных операций, а за счет экономии времени и сил растут скорость и эффективность работы.
Так исторически сложилось, что логистика — не самая высокомаржинальная отрасль. Именно поэтому логисты часто самостоятельно ищут способы оптимизации расходов. Один из наиболее эффективных — цифровизация. Конечно, если бизнес небольшой, то ему хватает такого инструмента, как Excel. Но крупным логистическим компаниям одной программы для работы с электронными таблицами и управления данными будет недостаточно. Здесь необходимы специализированные IT-решения: они способны автоматизировать сложные процессы (которые, как казалось раньше, могут координировать только люди), оптимизировать работу, плюс параллельно еще и экономить деньги.
Технологии, которые меняют отрасль: WMS, TMS, IoT и AI
Выделим несколько ключевых IT-инструментов, которые определяют развитие логистики во всем мире.
● WMS (Warehouse Management System) — информационная система для автоматизации управления складской логистикой. Например, Amazon использует WMS для оптимизации хранения и поиска товаров, что значительно сокращает затраты на логистические процессы.
● TMS (Transportation Management System) — система управления перевозками. Это программная платформа для управления транспортом, которая позволяет автоматизировать логистику, связанную с перемещением грузов по суше, воздуху и морю. DHL применяет TMS для оптимизации маршрутов, что снижает расходы на топливо и время доставки.
● IoT (Internet of Things) — интернет вещей, или система, объединяющая интеллектуальные датчики и сенсоры, контролирующие условия хранения грузов. Эти устройства можно установить на холодильном оборудовании и на складах. Они автоматически отслеживают и передают данные в режиме реального времени, позволяя оперативно реагировать на любые отклонения. Например, если на складе происходит сбой в электроснабжении и отключается система охлаждения в одной из зон, датчики мгновенно фиксируют изменения. Кроме того, такие технологии обеспечивают прозрачность логистического процесса: с их помощью можно контролировать местоположение товара, условия его хранения и транспортировки, а также быть уверенными в том, что все параметры доставки соблюдены. Датская компания Maersk, специализирующаяся на морских грузоперевозках, использует IoT для мониторинга температуры и влажности в контейнерах с продуктами питания.
● AI (Artificial Intelligence) — искусственный интеллект, который прогнозирует спрос, анализирует маршруты и помогает снижать затраты. Например, американская компания по экспресс-доставке FedEx применяет AI для предсказания загруженности транспортных узлов и улучшения логистических цепочек.
В России роботизация и искусственный интеллект — пока новинки, к которым бизнес внимательно присматривается. А вот WMS- и TMS-системы уже активно используются в нашей стране:
● WMS-системы применяют «Сберлогистика», «Деловые линии», «Ароса», PONY EXPRESS, «ВкусВилл», Ozon и Wildberries*;
● TMS-системы используют в «Мэйджор Экспресс», «ПЭК», «Почте России»*.
Главные вызовы логистики: технические, экономические, кадровые и регуляторные
Теперь давайте рассмотрим сложности, с которыми часто сталкиваются логистические компании в процессе организации цепочек поставок, управления транспортными потоками и оптимизации складских операций.
Технические сложности
● Рост стоимости оборудования. Из-за санкций и ограничений импорта поднимаются цены на серверы, датчики и другие устройства, необходимые для цифровизации.
● Необходимость модернизации. Компании вынуждены инвестировать в обновление IT-инфраструктуры, что требует значительных ресурсов и затрат.
Экономические барьеры
● Валютные риски. Закупка импортных комплектующих и материалов становится дороже.
● Сложности с международными расчетами. Ограничения в банковской сфере усложняют взаимодействие с зарубежными партнерами.
Кадровые проблемы
● Дефицит квалифицированных специалистов и молодых сотрудников. Профессия «логист» не входит в число престижных, поэтому выпускники школ не спешат получать высшее образование в этой сфере. Отсюда и нехватка квалифицированных кадров в отрасли.
● Многофункциональность сотрудников. В логистических компаниях один специалист вынужден выполнять сразу несколько ролей, что снижает его общую эффективность.
Регуляторные ограничения
В некоторых отраслях (например, в пищевой промышленности и фармацевтике) к транспортировке товаров предъявляются строгие требования: определенный температурный режим, высокая скорость доставки, чистота транспортного средства и т. д. Однако есть и другие сложности, которые на первый взгляд не видны.
● Жесткие требования к обработке данных. Логистические компании ограничены в возможности монетизации данных. Например, в ритейле есть огромный объем информации от транспортных компаний, который позволяет отслеживать поведение потребителей. Эти сведения активно используются для анализа и прогнозирования внутри компании, но чтобы продать их на сторону, потребуется анонимизация. Сильно обезличенные данные уже не представляют интереса, поэтому спрос на них невелик. Здесь важно найти баланс между сохранением коммерческого использования информации и применением мер по защите конфиденциальности.
● Отсутствие субсидий для внедрения технологий. Существует несколько фондов, таких как «Сколково» или РФРИТ, которые проводят конкурсы для реализации цифровизации в нашей стране. Но при этом государственная поддержка направлена только на отечественных разработчиков IT-технологий, а не на логистические компании, которые претворяют инновации в жизнь.
Как решать проблемы: автоматизация, бережливое производство и новые подходы
Логистические компании активно противостоят вышеперечисленным трудностям. Именно внедрение современных IT-решений и методов ведения бизнеса помогает им быстрее адаптироваться к новым условиям и вызовам, ускоряет работу, повышает эффективность и прозрачность цепочек поставок, минимизирует риски.
Автоматизация позволяет снизить нагрузку на сотрудников и повысить точность операций. Например, те же самые системы WMS и TMS оптимизируют складские и транспортные процессы, снижая издержки на 20%.
Бизнесу в логистическом секторе сегодня приходится быстро подстраиваться под внешние изменения: колебания спроса, рост цен на топливо, новые регуляторные требования. Если не учитывать эти факторы, можно столкнуться с неэффективным использованием ресурсов, увеличением затрат и снижением общей рентабельности. Избежать этого помогают специализированные программные платформы класса CPM/IBP (Corporate Performance Management / Integrated Business Planning). Они позволяют выстраивать работу более прозрачно, гибко и экономично:
● прогнозировать затраты на логистику, анализировать рентабельность маршрутов и выявлять возможности для оптимизации;
● формировать сводные отчеты по ключевым финансовым показателям, чтобы быстро оценивать, насколько эффективно используется транспорт и как можно сократить издержки;
● оперативно реагировать на изменения тарифов и нормативов. При необходимости можно пересчитать показатели в пару кликов и сразу увидеть, как новые условия повлияют на доходность.
CPM/IBP-системы помогают проводить глубокий анализ: например, можно узнать, сколько стоит конкретный маршрут, работа отдельного водителя или подрядчика. Это позволяет точечно выявлять, где теряются деньги и как улучшить операционные процессы. В результате логист не просто следит за текущей ситуацией, но и управляет ею проактивно — корректирует стратегию, минимизируя влияние внешних изменений на бюджет и общую эффективность перевозок.
Еще одна популярная тема в логистике — бережливое производство (lean manufacturing). Это такая система управления бизнесом, которая позволяет максимально эффективно обслуживать клиентов при минимальных затратах ресурсов. Первоначально метод бережливого производства был разработан для автомобильной промышленности, но со временем его начали применять и в других отраслях, в том числе и в логистике.
Основная идея заключается в том, чтобы фокусироваться в работе на создании ценностей для потребителей, минимизируя всё лишнее и оптимизируя издержки. Наиболее известные методологии бережливого производства — Kaizen (принцип непрерывного улучшения) и Just-in-Time («точно в срок») — помогают логистам оптимизировать запасы и повышать качество услуг.
Новые подходы к кадрам:
● Привлечение опытных сотрудников и социально уязвимой категории граждан. Компании всё чаще принимают на работу сотрудников в возрасте или пенсионеров. Как правило, это высокомотивированные люди, которых можно быстро переобучить и ввести в профессию. Также есть данные о том, что сеть ресторанов быстрого питания Chick-fil-A в США привлекает на работу бывших заключенных, так как им сложно трудоустроиться в обычные места, и получает таким способом очень лояльный персонал.
● Обучение и развитие. Внедрение программ стажировок и повышения квалификации помогает готовить специалистов внутри компании.
Будущее логистики: что ждет отрасль в ближайшие 10 лет
В логистике будут продолжать использовать современные IT-решения и активно внедрять искусственный интеллект и роботизацию. В России этот процесс идет медленнее, но уже реализуется в тестовом режиме в отдельных компаниях.
Логистические компании не перестанут работать с заказчиками в рамках жестких требований SLA-соглашений (Service Level Agreement). В них прописываются конкретные параметры и стандарты обслуживания, которых обязуется придерживаться исполнитель:
- сроки доставки;
- точность выполнения заказов;
- время реакции на запросы;
- уровень повреждений или потерь груза;
- формат отчетности;
- санкции за невыполнение условий.
Главная задача — обеспечить своевременную и качественную доставку товара в соответствии с заявленными параметрами. Это обуславливает осторожный подход к внедрению новых технологий в данной отрасли.
Логистика адаптирует инновационные решения постепенно, основываясь на проверенном опыте их применения в других отраслях. Однако в целом в нашей стране есть большой интерес к возможности создания «умных складов» и внедрению других роботизированных решений.
Что касается искусственного интеллекта в логистике, то пока его применение в России не сильно развито. На Западе, в Европе и в Азии ИИ уже активно используется — например, на складах AliExpress, где интеллектуальные системы управляют размещением, отгрузкой и отправкой товаров. У нас логистические компании зачастую делают всё это с помощью ручного труда и пока только изучают технологии и возможность их применения в отечественных реалиях. Однако тренд на внедрение цифровых технологий в отрасли очевиден, и в ближайшие годы можно ожидать более широкого применения ИИ в логистических процессах.
Цифровизация логистики — это сложный, но необходимый процесс. Он требует значительных инвестиций, изменения подходов к управлению и подготовке новых кадров, а также качественных IT-инструментов. Однако те компании, которые смогут адаптироваться к новым условиям и эффективно оптимизируют свои бизнес-процессы с помощью современных технологий, не только снизят издержки и повысят оперативность и продуктивность своей работы, но в целом получат значительное конкурентное преимущество на рынке.
___________________
* Информация взята из открытых источников