На улицах Узбекистана гости из европейских стран, как будто, оказываются на сеансе черно-белого кино. На дорогах сплошной «Black and White». Местные автомобилисты рассказывают, что монохромность железных коней обусловлена, во-первых, — климатом, во-вторых, — восточным менталитетом. Большую часть года в Ташкенте стоит невыносимая жара, а белый цвет кузова автомобиля отталкивает солнечные лучи и делает поездку более комфортной. В свою очередь, черный тон выбирают те, кто хочет показать свой достаток и высокое положение в обществе. Такой вот восточный колорит.
Примечательно, что большинство автомобилей на дорогах Узбекистана собственного производства. На территории республики работают более 30 автозаводов, которые производят европейские, корейские, китайские и японские марки авто. Только в 2023 году с узбекских конвейеров сошло 400 тысяч автомобилей. Значительная часть легкового транспорта идет на экспорт в Россию.
Кстати, Россия является одним из лидеров среди десятков других государств по количеству компаний, созданных в Узбекистане. Так, в 2022 году российская группа компаний «МОНТРАНС» открыла офис в Ташкенте. Отечественные разработчики и интеграторы телематического оборудования предлагают узбекским топ-менеджерам цифровые решения для управления автопарками.
Георгий Лорткипанидзе, ассистент директора Company Black Sea Group LTD (Грузия): «Нам интересны полномасштабные мониторинг и аналитика, а также, контроль всех операций в компании. Интересен контроль затрат автопарка. Долго искал на рынке такие решения, рассматривал много компаний. Очень понравился подход компании „МОНТРАНС“, которая выстроила комплексную систему мониторинга и аналитики».
Жахонгир Иноятов, исполнительный директор BEK YUS TRADE: «Водителей на рынке много, но квалифицированных мало. Сейчас, например, в Узбекистане многие пытаются зайти на рынок перевозок, не имея ни опыта, ни квалификации. Мы понимаем, что эти водители никогда не ездили. Они просто купили этот сертификат. И таких очень много».
Акмал Муратов, начальник службы БДД АО «Навоинский горно-металлургический комбинат»: «На конференции раскрыто много интересных тем: экономия топлива, контроль рабочего времени водителя, безопасность вождения, цифровизация и программное обеспечение».
Ислом Исматкулов, начальник отдела автоматизации ENTER ENGEENIRING: «Сейчас мы столкнулись с проблемой мониторинга отслеживания работы техники. Также нам стала интересна платформа мониторинга по контролю топлива. Мы сейчас решаем — как дальше сможем развивать партнерские отношения».
Жамшид Авазов, региональный директор Montrans Group (Узбекистан): «Сегодня Узбекистан стоит на пороге изменений в плане цифровизации автопарков. Если в России это уже давно налажено, то у нас процесс только начинается. Местные компании активно интересуются продуктами MONTRANS. Наши монополисты: „Навоинский горно-металлургический комбинат“ и „Алмалыкский горно-металлургический комбинат“ — заинтересованы в цифровизации своих автопарков».
Дмитрий Журавлёв, управляющий партнёр Montrans Group (Россия): «Если сегодня рассматривать состояние автопарков Узбекистана, то во многих компаниях уже есть системы мониторинга, платформы и интеграции. Но, судя по вопросам, которые задают пользователи систем, существует проблема в обработке информации и в дальнейшем применении данных для повышения эффективности работы автопарка. Большинство компаний зависло на промежуточном этапе, когда получили данные от мониторинга транспорта, но дальше не могут использовать эту информацию. Здесь кроются и особенности менталитета, и местного законодательства, и отсутствие опыта. Наша конференция расширяет кругозор руководителей компаний, и они начинают понимать — какие следующие шаги нужно сделать для развития системы мониторинга и аналитики, чтобы эффективно управлять автопарками».
В Узбекистане восточный менталитет накладывает свой отпечаток на манеру вождения. Но, впрочем, как и в России, некоторые ташкентские водители не соблюдают режим труда и отдыха, превышают скорость, позволяют себе курить за рулем и разговаривать по телефону. Для таких перевозчиков российские разработчики приготовили еще одно решение — MONTRANS.DVR. Система контролирует состояние водителя и помогает ему избежать опасных ситуаций.
Ёркиной Мамарасулова, директор CARGO EUROTRANS TASHKENT: «Доклады очень интересные. Они в государственном масштабе. Я бы хотела, чтобы наши компании пришли к тому, чтобы могли предотвращать ДТП, чтобы водители приезжали домой вовремя живыми и здоровыми. Я хотела бы, чтобы наша республика быстрее применила бы все эти новшества».
Убайдула Максудханов, заместитель директора EASY TRANS SERVICE: «Понравилась система видеомониторинга на 360°. У нас такого нет. В соседнем автопарке был случай, когда грузовик наехал на парковщика. Нам бы хотелось избежать таких инцидентов».
Группа компаний «МОНТРАНС» сегодня проводит активную экспансию в странах Азии и Африки. Уже открыты представительства в Индии, в Арабских Эмиратах и в Узбекистане. Например, в Ташкенте есть штат сервисных инженеров. К каждому проекту прикреплен свой специалист, который сопровождает внедрение и оказывает техническую поддержку.
Марина Томм, менеджер по экспорту Montrans Group (Россия): «Сейчас мы активно ведем переговоры с Оманом и Алжиром. У нас есть потенциальные клиенты в Грузии, которые сегодня приехали на конференцию. Что касается потенциала в Узбекистане, сейчас в стране происходят изменения в законодательных актах в части цифровизации транспорта. Соответственно, ГК «МОНТРАНС» здесь в тренде и у нас есть хороший потенциал в Узбекистане».