В 2023 году Россия стала лидером среди десятков других государств по количеству компаний, созданных в Узбекистане. В первом квартале зарегистрировано 243 российских предприятия. На втором месте находятся китайские инвесторы, а на третьем – турецкие. Страна богата запасами золота, природным газом и ураном. На постсоветском пространстве бывшая республика входит в тройку крупнейших экономик. В текущем году узбекские аналитики предсказывают рост ВВП до 5,1%. Таких показателей невозможно было бы достичь без вливания иностранного капитала. Так, в 2022 году российская группа компаний «МОНТРАНС» открыла офис в Ташкенте. Отечественные разработчики и интеграторы телематического оборудования предлагают узбекским топ-менеджерам автопарков цифровые решения для управления предприятиями.
Эркин Мухамедов, начальник управления транспортных механизмов VEOLIA Energy (Ташкент): «Сегодня у нас цифровизации как таковой нет. Все отчеты делаются на бумаге по нормативам. То, что предлагает для нас «МОНТРАНС», для нас это новинка».
«Цифрра» проникает во все отрасли экономики Узбекистана. В автопарках внедряют облачные сервисы, а в сельском хозяйстве даже хлопок стали собирать только после получения аналитических отчетов.
Александр Захаров, инженер ООО «ЛЭМЗ-Т» (Томск): «У нас есть разработки, как на основе искусственного интеллекта обучить систему слежения за транспортными потоками с выделением каких-либо групп машин: легковых, грузовых, автобусов. Это возможно реализовать не только для транспорта, но и в энергетике, в промышленности и в сельском хозяйстве. Например, на выставке ко мне подошел посетитель и попросил определить стадию созревания хлопка на полях. То есть, нужно облететь на квадрокоптере поля и с помощью видеосъемки оценить процент раскрытия коробочек, чтобы выяснить – можно собирать хлопок или нет».
Автомобильная промышленность Узбекистана может составить конкуренцию многим странам мира. Здесь работают несколько совместных предприятий по производству легковых и грузовых автомобилей, автобусов и тракторов. Иностранные компании MAN, Daewoo, Isuzu вложили инвестиции в запуск конвейеров. Но не всегда новая техника отвечает требованиям заказчика. Во многих случаях транспорт приходится оснащать телематикой. Так, например, российская компания предлагает узбекским коллегам цифровое решение MONTRANS.ANALYTICS, которое принципиально меняет подход к управлению автопарками.
Мария Озолиня, инженер-программист АО «АГМК» (Ташкент): «Мне понравился сервис MONTRANS.ANALYTICS. Он объединяет множество систем и модулей в единую платформу, где мы можем увидеть актуальные данные, начиная от каждой единицы транспорта и заканчивая водителями. Предприятиям это принесет доход и облегчение многих производственных процессов. Это решение будет полезным для частных компаний и для госсектора».
Восточный менталитет накладывает свой отпечаток на манеру вождения. Но, впрочем, как и в России, некоторые узбекские водители не соблюдают режим труда и отдыха, превышают скорость, позволяют себе курить за рулем и разговаривать по телефону. Для таких перевозчиков российские разработчики приготовили еще одно решение - MONTRANS.DVR. Система контролирует состояние водителя и помогает ему избежать опасных ситуаций. Так, например, в российских автопарках уже наработана статистика, когда после оснащения такими устройствами в течение года на предприятиях не было зафиксировано ни одного ДТП.
Рустам Шамурадов, первый заместитель председателя АО TOSHSHAHARTRANSXIZMAT (Ташкент): «Если мы избежим даже одной аварии, мы окупим установку 30 комплектов системы помощи водителю MONTRANS.DVR. Например, у нас в автопарке 1900 автобусов и у нас аварии происходят почти ежедневно. Эту ситуацию нужно менять. А когда в салоне пахнет табачным дымом или, когда водитель пользуется телефоном, это вызывает негативную реакцию у людей. Это понижает доверие к пассажирским перевозкам».
Дмитрий Журавлев, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»: «Цифровизация в Узбекистане набирает обороты. Если оценивать текущее состояние автопарков, то в основном это базовый мониторинг транспорта, контроль топлива, работа с учетными системами 1С, ASP или Oracle. Наибольший интерес у руководителей вызывают система контроля состояния водителя и система аналитики. Данных, которые получают от систем мониторинга, не хватает, чтобы построить аналитические отчеты. Попытки получить аналитику в 1С приводят к множеству ошибок. То решение, которое мы представили партнерам из Узбекистана, вызвало у них живой интерес. Сейчас мы ведем переговоры по масштабированию новых проектов и до конца года эти проекты войдут в активную фазу».