В России умные машины обгоняют людей по темпам подключения к GSM

Бытовые приборы все чаще становятся объектами IoT, а количество живых абонентов сотовой связи стало сокращаться.

По данным агентства Telecom Daily, в 2022 году количество сим-карт в секторах machine-to-machine (m2m) и internet of things (IoT) у четырех российских операторов связи увеличилось на 20% и превысило 35 миллионов штук. По подсчетам аналитиков «Ведомостей», на сим-карты m2m/IoT в прошлом году приходилось около 14% от общей абонентской базы МТС, «Мегафона», «Вымпелкома» и Tele2. А как выяснило агентство iKS-Consulting, в сетях сотовой связи большой четверки сейчас около 40 миллионов как пользовательских, так и корпоративных умных устройств. Статистика показывает, что если доля подключаемых IT-устройств у операторов растет, то количество абонентов из числа физических лиц стало снижаться.

На российский рынок m2m не оказали влияния санкции, не повлиял уход иностранных игроков и не помешали проблемы с логистикой. Определена пятерка отраслей, где подключения IoT и m2m наиболее широко применяются. Лидерами стали энергетика и ЖКХ (37%), промышленность (16%), транспорт (15%), недвижимость (13%) и торговля/ритейл (11%). Так, например, в энергетике умными стали счетчики и различные датчики. Приборы снимают показания расхода воды, электричества, тепла, газа и передают информацию энергосбытовым предприятиям. В транспорте абонентами сотовой связи становятся навигационные аппараты, системы удаленного контроля и управления.

Виолетта Краснова, руководитель абонентского отдела ГК «МОНТРАНС»: «За период с 2021-2022 прирост в сегменте m2m составил 17,5%. В нашей компании сим-карты GSM используют такие устройства, как: терминалы спутникового мониторинга, контроллеры учета топлива и система контроля и помощи водителю MONTRANS DVR. Так, прирост неодушевленных абонентов за прошедший год увеличился на 60%. При этом количество сим-карт сотрудников выросло несущественно».

Значительная часть подключений к сотовым операторам приходится на рынок кикшеринга (аренда самокатов). Так, по итогам 2022 года в России парк арендных электросамокатов насчитывал 192 тысячи штук. По данным «Ведомостей», к 2025 году рынок кикшеринга должен вырасти в три раза.

Журавлев Дмитрий, руководитель аналитического центра «МОНТРАНС»: «Ранее, быстрый рост абонентской базы операторов стимулировался раздачей бесплатных сим-карт у метро или на кассах магазинов. Сейчас данная лазейка закрыта законодательством. Сим-карты нужно регистрировать на госуслугах. Умные бытовые устройства начинают нас окружать со всех сторон».

Без подключения к GSM невозможно реализовать управление умными домами и системами умного города. Сим-карты интегрируются в устройства дистанционного открывания шлагбаумов и ворот, в тепловые котлы и мачты освещения, светофоры, банкоматы, умные остановки, в умные пылесосы и колонки, в систему домашнего видеонаблюдения, в смарт-часы и радионяни. По данным замдиректора компании «F+ tech-Марвел» Станислава Солтицкого, в 2022 году наибольшим спросом из числа устройств умного дома пользовались колонки с голосовыми помощниками и роботы-пылесосы.

Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting: «Рынок живых пользователей уже исчерпан и перестал показывать рост числа активных подключений, а сегмент устройств активно растет. Но ARPU (average revenue per user – средняя выручка на одного пользователя) «железного пользователя» пока может быть в 10 раз ниже человеческого».

Состояние IoT-рынка эксперты напрямую связывают с восстановлением мировой экономики после COVID-19 и с увеличением спроса на IT- оборудование в развивающихся отраслях. В 2023 году, по прогнозам аналитиков, рынок m2m должен прирасти на 11%. Несмотря на проблему с поставкой комплектующих, количество умных устройств в России к концу года достигнет 40 миллионов штук. Например, по данным компании МОНТРАНС, в сегменте М2М оборудования для автомобилей рост составит более 12%, а технологий умного дома всего +2,2%. Активно будут прирастать сегменты управления транспортной инфраструктурой, умное ЖКХ, управление городами (включая программу «Безопасный город»), повышение энергетической эффективности и внедрение промышленного IoT.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Реклама на портале

Telegram-канал
t.me/logisticsru

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости