В 2025 году российский рынок автолизинга переживает трансформацию. На фоне ухудшения платёжной дисциплины и сжатия спроса на новые автомобили лизинговые компании наращивают продажи изъятой техники. Это уже не временное решение, а новая бизнес-модель.
Отказов больше — но это не проблема?
По данным Объединённой лизинговой ассоциации (ОЛА), впервые объём продаваемой изъятой автотехники превысил объём вновь изымаемой. Иными словами, компании научились не просто забирать технику у проблемных клиентов, но и эффективно её сбывать.
На начало 2025 года изъято было около 35 тыс. единиц техники, из них 17,5 тыс. — грузовые автомобили. К концу первого полугодия этот показатель вырос до 42 тыс., включая 20 тыс. грузовиков и 7,5 тыс. прицепов и полуприцепов.
«Мы вышли на плато по изъятиям», — говорит Александр Николаенко (ОЛА).
Причина — более гибкий подход к продаже и переиспользованию техники, а также активное использование цифровых каналов и площадок.
Изъятая техника — не балласт, а актив
Лизинговые компании активно используют изъятую автотехнику как инструмент для поддержания бизнеса:
-
Продают со скидками через онлайн-классифайды;
-
Запускают операционную аренду для таксопарков и малого бизнеса;
-
Создают логистические хабы с предпродажной подготовкой.
В некоторых регионах площадки с изъятой техникой трансформировались в полноценные авторынки, отмечают в «Газпромбанк Лизинге».
«Компетенции по реализации выросли, а покупатель заинтересован — техника дешевле, чем новая, иногда почти вдвое», — объясняет Николаенко.
Цифры и тренды
-
60% стоков лизинг-компаний приходится на грузовики,
-
25% — на легковые автомобили.
-
В лизинг передаются до 1500 подержанных грузовиков в месяц.
-
Доля грузовиков с пробегом выросла с 30% в январе до 70% в августе 2025 года.
«Рынок новых грузовиков парализован — высокие ставки, утильсбор и пошлины», — объясняют в ОЛА.
Почему покупают изъятые машины?
-
Цена — годовалый грузовик с пробегом до 100 000 км стоит в 2 раза дешевле нового.
-
Гибкие условия — скидки, аренда, лизинг без дополнительных сборов.
-
Ограниченный доступ к новым авто — из-за высоких ставок и логистических сложностей.
По данным «Автостат», за 9 месяцев 2025 года продажи новых тяжёлых грузовиков в РФ упали на 57%, до 32 868 шт.
Перспективы рынка: выручка падает, но рынок жив
Несмотря на успешную реализацию техники с пробегом, она составляет всего 15% в выручке лизинговых компаний. Главная проблема — просадка нового бизнеса.
ОЛА ожидает:
-
Падение рынка лизинга в 2025 году на 20–25%.
-
В сегменте легковых авто — снижение на ~15%.
-
В сегменте грузовиков — не менее 25%.
«Компании не могут бесконечно расширять стоки — потому учатся быстрее их оборачивать», — говорит Анатолий Перфильев («Эксперт РА»).
Что это значит для логистических и транспортных компаний
-
Рынок подержанной техники становится ликвидным: небольшие и средние игроки могут обновлять автопарк через лизинг без привязки к новым авто.
-
Появляются новые продукты: аренда с обратным выкупом, короткий лизинг, субаренда.
-
Вырастает роль цифровой оценки и автоматизации сделок.
Вывод
Рынок лизинга переходит от модели «новая техника в долг» к модели управления жизненным циклом активов. И в этой логике изъятая техника — уже не проблема, а полноценный источник дохода и конкурентного преимущества.





