Лизинг на выбывание: почему компании активнее продают изъятую автотехнику

Напиши короткий пост для телеграм со ссылкой на эту статью. В конце добавь теги, соответствующие тематике статьи.

В 2025 году российский рынок автолизинга переживает трансформацию. На фоне ухудшения платёжной дисциплины и сжатия спроса на новые автомобили лизинговые компании наращивают продажи изъятой техники. Это уже не временное решение, а новая бизнес-модель.

Отказов больше — но это не проблема?

По данным Объединённой лизинговой ассоциации (ОЛА), впервые объём продаваемой изъятой автотехники превысил объём вновь изымаемой. Иными словами, компании научились не просто забирать технику у проблемных клиентов, но и эффективно её сбывать.

На начало 2025 года изъято было около 35 тыс. единиц техники, из них 17,5 тыс. — грузовые автомобили. К концу первого полугодия этот показатель вырос до 42 тыс., включая 20 тыс. грузовиков и 7,5 тыс. прицепов и полуприцепов.

«Мы вышли на плато по изъятиям», — говорит Александр Николаенко (ОЛА).

Причина — более гибкий подход к продаже и переиспользованию техники, а также активное использование цифровых каналов и площадок.

Изъятая техника — не балласт, а актив

Лизинговые компании активно используют изъятую автотехнику как инструмент для поддержания бизнеса:

  • Продают со скидками через онлайн-классифайды;

  • Запускают операционную аренду для таксопарков и малого бизнеса;

  • Создают логистические хабы с предпродажной подготовкой.

В некоторых регионах площадки с изъятой техникой трансформировались в полноценные авторынки, отмечают в «Газпромбанк Лизинге».

«Компетенции по реализации выросли, а покупатель заинтересован — техника дешевле, чем новая, иногда почти вдвое», — объясняет Николаенко.

Цифры и тренды

  • 60% стоков лизинг-компаний приходится на грузовики,

  • 25% — на легковые автомобили.

  • В лизинг передаются до 1500 подержанных грузовиков в месяц.

  • Доля грузовиков с пробегом выросла с 30% в январе до 70% в августе 2025 года.

«Рынок новых грузовиков парализован — высокие ставки, утильсбор и пошлины», — объясняют в ОЛА.

Почему покупают изъятые машины?

  1. Цена — годовалый грузовик с пробегом до 100 000 км стоит в 2 раза дешевле нового.

  2. Гибкие условия — скидки, аренда, лизинг без дополнительных сборов.

  3. Ограниченный доступ к новым авто — из-за высоких ставок и логистических сложностей.

По данным «Автостат», за 9 месяцев 2025 года продажи новых тяжёлых грузовиков в РФ упали на 57%, до 32 868 шт.

Перспективы рынка: выручка падает, но рынок жив

Несмотря на успешную реализацию техники с пробегом, она составляет всего 15% в выручке лизинговых компаний. Главная проблема — просадка нового бизнеса.

ОЛА ожидает:

  • Падение рынка лизинга в 2025 году на 20–25%.

  • В сегменте легковых авто — снижение на ~15%.

  • В сегменте грузовиков — не менее 25%.

«Компании не могут бесконечно расширять стоки — потому учатся быстрее их оборачивать», — говорит Анатолий Перфильев («Эксперт РА»).

Что это значит для логистических и транспортных компаний

  • Рынок подержанной техники становится ликвидным: небольшие и средние игроки могут обновлять автопарк через лизинг без привязки к новым авто.

  • Появляются новые продукты: аренда с обратным выкупом, короткий лизинг, субаренда.

  • Вырастает роль цифровой оценки и автоматизации сделок.

Вывод

Рынок лизинга переходит от модели «новая техника в долг» к модели управления жизненным циклом активов. И в этой логике изъятая техника — уже не проблема, а полноценный источник дохода и конкурентного преимущества.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости