Основные выводы в России:
- В ближайшие годы ожидается ограниченный рост корпоративных парков, что не связано напрямую с влиянием COVID-19
- Внедрение альтернативных топливных технологий не является приоритетным для российских компаний
- Пандемия подтолкнула компании к поиску альтернатив традиционным корпоративным автомобилям
- Приобретение автомобилей в собственность и финансовый лизинг являются доминирующими схемами финансирования автопарка
- Большое количество подключенных автомобилей в корпоративных парках обусловлено в первую очередь безопасностью и экономичностью
Arval Mobility Observatory, отраслевая платформа, где регистрируются и прогнозируются основные тенденции на рынке средств мобильности, опубликовала 17-е издание своего ежегодного барометра. В этом году было опрошено около 5200 управляющих автопарками в 20 странах присутствия компании Arval.
Исследование Arval Mobility Observatory корпоративных парков и средств мобильности за 2021 год в России выдвигает 5 основных тенденций:
1. В ближайшие годы ожидается ограниченный рост корпоративных парков, что не связано напрямую с влиянием COVID-19
Большинство компаний не связывают развитие автопарка в будущем с COVID-19 в отличие от других стран, где управляющие автопарками рассматривают возможность добавления дополнительных транспортных средств в автопарк, чтобы сделать поездку на место работы безопасным для своих сотрудников.
Всего 8% респондентов планируют сократить размер автопарка в следующие 3 года в основном в связи COVID-19 (прогнозируется спад деловой активности).
Одновременно 28% опрошенных ожидают рост автопарка в будущем: существенная, но ограниченная доля оптимистично настроенных управляющих парком относительно прошлого года и среднего показателя в других странах.
В отличие от многих стран COVID-19, кажется, не сильно повлиял на будущие показатели автопарка в России (35% в сравнении с 60% в среднем в других странах).
Среди тех, кто планирует увеличить автопарк к 2023 году, всего 9% объясняют, что они хотят гарантировать безопасное ежедневное передвижение своих сотрудников (в сравнении с 29% в среднем в Европе).
2. Внедрение альтернативных топливных технологий не является приоритетным для российских компаний
Учитывая, что около 16% ВВП России формируется за счет нефти, природного газа и ценных металлов, неудивительно, что электромобили не стоят в повестке на первых местах. На данный момент российское законодательство не предусматривает значимых инициатив для автомобилей с низким уровнем выбросов в отличие от большинства европейских стран.
В результате привлекательность таких альтернативных топливных технологий, как ПГДЭТ, ГЭТ и АЭТ, остается очень низкой (20% компаний планируют использовать по крайней мере одну из этих технологий через 3 года) и далека от глобального уровня (71%).
Медленное развитие альтернативных топливных технологий в России связано с неразвитой CSR-политикой и незначительными прогнозируемыми ограничениями. Напротив, возможность экономии остается ключевым фактором использования той или иной технологии.
Даже если российское правительство наконец примет какие-то меры по стимулированию приобретения электромобилей, такие как отмена налогов на импорт электромобилей или платы за парковку ЭТ в Москве, 90% компаний не рассматривает возможность использования аккумуляторного электротранспорта.
Ключевым барьером является малое количество мест зарядки (как общественных – 67% и корпоративных – 46%, так и домашних – 44%), а также высокая стоимость (62%).
Кроме того, если дело касается удаленных регионов и регионов с сильными морозами, то предпочтение отдается надежным, ремонтопригодным и хорошо знакомым транспортным средствам. Вопросы надежности ЭТ также могут препятствовать их более быстрому внедрению (45%).
3. Пандемия подтолкнула компании к поиску альтернатив традиционным корпоративным автомобилям
Больше чем когда-либо пандемия превращает организацию мобильности в стратегический аспект в краткосрочном/среднесрочном периоде. С развитием дистанционной работы и временным запретом на краткосрочную аренду автомобилей в Московской области передвижения в условиях COVID-19 в целом были ограничены. В результате альтернативные решения по организации мобильности в этот период не развивались. Каршеринг (32%), совместные поездки (32%) и общественный транспорт (23%) остаются наиболее распространенными альтернативными решениями, но не демонстрируют никакого роста использования.
Бюджет на организацию мобильности – единственное решение, демонстрирующее заметный рост использования (22%, +8 пунктов).
4. Приобретение автомобилей в собственность и финансовый лизинг являются доминирующими схемами финансирования автопарка
Большая часть корпоративного парка простаивала в связи с экономическим спадом, неудивительно, что метод финансирования демонстрирует незначительное развитие. Приобретение в собственность является предпочтительным методом с некоторыми нюансами:
среди МСП (до 100 сотрудников) приобретение в собственность является ведущим решением (56%). Финансовый лизинг (29%) вновь занимает второе место, затем идут предоставление кредита на автомобиль (10%) и операционная аренда (5%).
Среди более крупных компаний (100 сотрудников и более) самыми распространенными методами финансирования остаются финансовый лизинг (47%) и приобретение в собственность (45%).
Кроме того, привлекательность операционного лизинга в Европе растет, но Россия демонстрирует ограниченный спрос по этому методу финансирования: интерес к нему демонстрируют 43% опрошенных в сравнении с 61% на глобальном уровне.
5. Большое количество подключенных автомобилей в корпоративных парках обусловлено в первую очередь безопасностью и экономичностью
56% российских компаний используют подключенные автомобили. Показатель соответствует другим странам Европы.
В самой большой стране в мире предполагается, что определение местоположения или повышение безопасности автомобиля является основной причиной использования автомобилей с подключением к Интернету (59%). В сложных экономических условиях повышение операционной эффективности (40%) и снижение расходов на автопарк (40%) также являются мощными стимулами. Однако в отличие от большинства европейских стран уменьшение влияния на окружающую среду не является значительным символом (7%).
Cкачать полную версию исследования можно по ссылке: https://www.arval.ru/ru/about-arval/o-kompanii-arval/arval-mobility-observatory
Методология
Для этого независимого опроса независимая исследовательская компания Kantar провела 5 197 интервью с менеджерами автопарка в период с 27 октября 2020 года по 15 января 2021 года. Участники отвечали по телефону или заполняли анкету онлайн.
В исследовании приняли участие 20 стран: крупнейшие страны Европы (Австрия, Германия, Бельгия, Испания, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия, Великобритания, Чехия, Швейцария, Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция), а также Россия, Турция и Бразилия. Включенные компании владеют как минимум одним транспортным средством.
Распределение компаний в России по количеству сотрудников:
- 33% – менее 10 сотрудников
- 20% – от 10 до 99 сотрудников
- 27% – от 100 до 499 сотрудников
- 20% – свыше 500 сотрудников