
Расширение автопарков на КПГ и СПГ – тренд с конкретной экономической выгодой для транспортных компаний.
Российский рынок коммерческого транспорта на альтернативных видах топлива демонстрирует устойчивый рост. По оценке компании «Синотрак Рус», использование природного газа в сегменте грузоперевозок способно обеспечить экономию свыше 2,2 млн рублей в год на одно транспортное средство.
Газовые технологии: от перспектив к практике
Коммерческое применение автомобилей на сжатом (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ) в России стартовало еще в конце 2000-х годов, и за последние 15 лет интерес к этому сегменту значительно усилился. По оценкам экспертов, в стране уже насчитывается около 350–400 тыс. транспортных средств, работающих на альтернативном топливе, причем ежегодный прирост составляет до 40 тыс. единиц.
Энергетическая стратегия России, утвержденная в 2025 году, предполагает рост потребления природного газа в качестве моторного топлива с 2,2 млрд куб. м в 2023 году до 6,7–9 млрд куб. м в 2030 году и до 21–29 млрд куб. м к 2050 году.
Почему это выгодно?
Несмотря на то что начальные инвестиции в газовые транспортные средства выше (на 2–3 млн рублей дороже дизельных аналогов), операционные затраты существенно ниже. Так, тесты компании «Синотрак Рус» показали, что экономия на эксплуатации автомобилей на КПГ достигает 2,55 млн рублей в год, на СПГ – 2,27 млн рублей при среднем годовом пробеге 180 тыс. км.
Это делает газовые автомобили особенно выгодными для регулярных и дальнемагистральных перевозок, в том числе в Центральной России, Поволжье и на Урале, где активно развита сеть АГНКС (автоматизированных газонаполнительных компрессорных станций).
Технологии и обучение
Центром разработки газовых решений концерна SINOTRUK стал двигатель MT13 — усовершенствованный аналог дизельного MC13. Он получил жаростойкие стальные поршни, адаптированную камеру сгорания и клапанный механизм из специальных сплавов, устойчивых к высоким температурам. Система управления впрыском и зажиганием была оптимизирована для снижения выбросов и повышения КПД.
Важным направлением также остается обучение специалистов. В 2024 году тренинг-программы «Синотрак Рус» прошли 1550 человек, в 2025 году ожидается рост до 220 обучающих мероприятий.
Какие ТС переходят на газ?
Переход на КПГ и СПГ особенно актуален для:
-
грузовиков до 15 тонн;
-
магистральных тягачей более 15 тонн;
-
междугородних автобусов.
Эти категории транспорта традиционно несут высокие издержки на топливо, и экономия при переходе на природный газ значительно влияет на рентабельность перевозок.
«Переход на природный газ — это не только снижение затрат, но и шаг в сторону экологически устойчивой логистики. Мы стремимся обеспечить комфортную интеграцию новых технологий в бизнес-процессы наших клиентов», — отметил Юань Сяодун, генеральный директор «Синотрак Рус».