
Наталья Королёва (АО «МБ РУС») о главных трендах автомобильной отрасли в I квартале 2025 года
На пресс-конференции в ИА ТАСС, посвящённой итогам исследования «Рейтинги Авто Года — 2025», заместитель генерального директора АО «МБ РУС» Наталья Королёва дала экспертную оценку ключевым направлениям развития российского автомобильного рынка. В центре внимания — динамика спроса в премиальном сегменте, рост доли автомобилей на новых источниках энергии, популярность пикапов и устойчивость сегмента LCV.
Премиум с ДВС: стабильность вопреки трендам
Несмотря на активное развитие электротранспорта, в России сохраняется спрос на премиальные автомобили с ДВС. Причины:
-
консервативные предпочтения потребителей,
-
доверие к проверенным технологиям,
-
ограниченная инфраструктура для зарядки электромобилей.
Доля европейских брендов в сегменте премиум сохраняется на уровне 30%. Эта категория демонстрирует умеренный рост, подтверждая устойчивость «традиционных» форматов.
Новые источники энергии: гибриды против электромобилей
Доля электромобилей и гибридов в России пока составляет около 5%, но структура спроса смещается:
-
гибридные модели популярнее электромобилей в 4 раза;
-
клиенты предпочитают гибриды за счёт большей автономности и отсутствия привязки к зарядной инфраструктуре;
-
растущий интерес к моделям AITO SERES, официально поставляемым в РФ, подкреплён сильной дилерской сетью и поддержкой производителя.
В отличие от Европы и Китая (где доля NEV превысила 50%), Россия пока демонстрирует осторожный рост. Тем не менее, технологические тренды — ИИ, ADAS, мультимедийные системы нового поколения — становятся нормой даже в среднем сегменте.
Пикапы: не только утилитарность, но и стиль жизни
Сегмент пикапов в России стабильно растёт. Причины:
-
мультиформатность: от коммерческого использования до автомобилей для активного отдыха;
-
универсальность конструкции и привлекательная цена;
-
интерес со стороны частных и корпоративных клиентов.
По итогам первого квартала 2025 года доля пикапов FOTON TUNLAND выросла в 4 раза. Бренд продвигается как среди малого бизнеса, так и в частном секторе. Перспективы — позитивные при сохранении текущих макроэкономических условий.
LCV: стабильный спрос с рисками из-за ставок
Рынок легкого коммерческого транспорта (LCV) остаётся системообразующим для МСБ и логистических операторов. Однако с апреля 2024 года наблюдается замедление роста, вызванное:
-
высокой ключевой ставкой ЦБ РФ;
-
ограничениями по автокредитованию;
-
снижением доступности лизинговых продуктов.
Тем не менее, модель FOTON TOANO заняла 1-е место среди импортных LCV по итогам I квартала 2025 года. Это стало возможным за счёт адаптации под российские условия, развития дилерской сети и широкого охвата — от Калининграда до Владивостока.
Вывод: гибкость как стратегия
«Автомобильный рынок России продолжает меняться под давлением макроэкономики и ожиданий потребителей. Компании выигрывают за счёт способности быстро адаптировать продукт, логистику и послепродажный сервис», — подчеркнула Наталья Королёва.
Будущее — за производителями, способными предложить клиентам не только транспорт, но и гибкую экосистему владения: от онлайн-сервисов до продлённой гарантии и цифрового послепродажного сопровождения.