Участники внешнеэкономической деятельности обязаны подавать декларации на товары таможенным органам того государства, в котором они зарегистрированы либо на территории которого они постоянно проживают (для физических лиц) - так предусмотрено ст. 368 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС). В среде специалистов таможенной сферы данное положение получило название принципа резидентства. Но так будет не всегда, поясняет привлеченный эксперт ТПП РФ, юрист таможенного холдинга «Группа ТАРГО», кандидат юридических наук Николай Зарубин.
В соответствии с п. 1 ст. 368 ТК ТС, рассказал Николай Зарубин, данный принцип будет действовать лишь до вступления в силу международного договора государств-членов Таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории Таможенного союза.
С момента вступления в силу указанной нормы ТК ТС участники ВЭД ждут подписания упомянутого договора. Представители бизнеса ждут с оптимизмом: с устранением административного барьера, ограничивающего возможный круг мест таможенного декларирования, они связывают повышение гибкости логистических схем и уменьшение затрат, связанных с перемещением товаров, и при этом ссылаются на зарубежный опыт - в Европейском союзе таможенное оформление может производиться в любой стране.
Вместе с тем представители государственных органов более осторожно относятся к возможности отмены принципа резидентства, указывая на большое количество задач, которые необходимо решить.
Вот лишь некоторые из них.
Важнейшим вопросом, который будет иметь очень большое значение при отмене принципа резидентства, является вопрос о взимании таможенных платежей в Таможенном союзе. Как известно, таможенные пошлины распределяются между государствами-членами ТС в порядке, установленном Соглашением от 20.05.2010 г. «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)». Данный документ предусматривает определенную пропорцию, в соответствии с которой таможенные пошлины, собранные таможенными органами всех трех государств, распределяются между их бюджетами.
Однако налоги (например, НДС) поступают непосредственно в бюджет того государства-члена Таможенного союза, чей таможенный орган осуществил таможенные операции, с которыми законодатель данного государства связывает возникновение оснований для уплаты таких налогов (например, принятие решения о выпуске товаров для внутреннего потребления).
Представляется, что законодателю и органам, осуществляющим применение законодательства, придется решить ряд проблем, связанных с обеспечением возможности уплатить налог на добавленную стоимость и получить его возмещение лицом, не являющимся налоговым резидентом государства, в котором подана таможенная декларации.
Еще она задача - как увязать отмену принципа резидентства и предусмотренные законодательством процедуры валютного контроля?
В РФ в соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле» таможенные органы исполняют обязанности агентов валютного контроля. Для обеспечения беспрепятственного исполнения ими данной государственной функции Положение ЦБ РФ № 364-П обязывает банки, уполномоченные на открытие паспортов сделок, предоставлять таможенным органам информацию об этих паспортах сделок по внешнеторговым договорам. В свою очередь для целей валютного контроля в банк, в котором открыт паспорт сделки, декларант должен предоставить большое количество документов с отметками таможенных органов: декларации на товары, декларации таможенной стоимости и т. д. В данной системе взаимодействия таможенные органы контролируют поступившие товары, а банки предоставляют им информацию об уплаченных за товары денежных средствах.
Однако в случае декларирования товаров таможенным органам другого государства ТС, то есть не того, в котором был открыт паспорт сделки, неизбежно возникнут затруднения, связанные с усложнением существующей системы. Нужно, прежде всего разработать нормы, обязывающие банки предоставлять информацию иностранным таможенным органам, а также порядок их взаимодействия. Также необходимо обеспечить, чтобы и банки принимали для целей валютного контроля документы с отметками иностранных таможенных органов.
Еще одна проблема связана с классификационными решениями, выдача которых предусмотрена в России ст. 107 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и которые являются популярным инструментом упрощения таможенных операций и минимизации издержек по уплате таможенных платежей для компаний, занимающихся ввозом в Россию высокотехнологичного оборудования.
В таможенном законодательстве Таможенного союза на сегодняшний день отсутствуют нормы, которые бы обязывали таможенные органы одного государства ТС принимать классификационные решения, выданные в другом государстве ТС. То же касается и предварительных классификационных решений, которые в России имеют право принимать как ФТС России, так и региональные таможенные управления.
Это только несколько примеров, показывающих всю сложность мероприятий, которые необходимо будет провести государствам-членам таможенного союза в связи с будущей отменой принципа резидентства.
Мероприятия эти потребуют принятия большого количества нормативных актов, направленных на внесение изменений в таможенное, гражданское и валютное законодательство.
Иными словами, предстоит масштабное изменение правого регулирования. Потребуется участие в обсуждении как представителей международных и национальных государственных органов, так и представителей бизнес-сообщества. Необходимо обязательно обеспечить полный учет мнений всех заинтересованных сторон.
Пресс-служба ТПП РФ