Многие участники ВЭД считают процедуру таможенного оформления в России самым рискованным и сложным пунктом внешнеторговой поставки. К сожалению это так, и связано с несколькими причинами:
- Сложное, противоречивое, многоуровневое и постоянно меняющееся законодательство с противоречащими внутриведомственными подзаконными актами и распоряжениями. Особенно это проявилось в 2008-2010 годах с созданием ТС России с Белоруссией и Казахстаном и изменением законодательства, и еще больше усилится с вступлением России в ВТО.
- Высокая степень, особенно в таможне, администрирования внешнеэкономической деятельности со стороны государства мерами тарифного и нетарифного регулирования и сильная зависимость бизнеса от действий и сугубо собственных интересов министерств и ведомств.
- Высокий уровень бюрократизации таможенных процедур, ведения ВЭД и валютно-финансовых операций и, соответственно, высокий уровень коррупции и зависимости участников рынка от решения и интересов отдельных чиновников.
- Чрезмерный контроль за таможенными и валютными операциями со стороны всех государственных контрольно-надзорных, фискальных и силовых органов власти, который все равно не эффективен.
- Снижение профессионализма и низкий уровень компетенций в сфере ВЭД и таможенных вопросах среди самих участников рынка и среди государственных органов власти.
Какие преимущества имеет таможенное оформление в «серую»?
- Возможность занижения или завышения таможенной стоимости товара. Применяется в зависимости от задачи и ситуации. Первое помогает снизить таможенную пошлину и платежи, второе – выгнать деньги за рубеж или, уменьшив официальный доход, снизить налогооблагаемую базу продавца в России.
- Возможность избежать расходов и потерь времени на выполнение многочисленных бюрократических процедур по оформлению, получению и сбору многочисленных разрешений, справок, заключений, решений и т.д. от различных учреждений и организаций, в т.ч. и от производителя.
- Импортеру нет необходимости легализовывать доходы, т.к. оплата зарубежному поставщику товара, импортируемого по «серым» схемам, проходит по «серым» финансовым схемам.
- В китайских поставках «серая» схема с оффшорным контрактом позволяет изменить страну происхождения и отправления товара и тем самым избежать пристального внимания к грузу и стоимостных корректировок со стороны таможни, оставаясь на нижней планке таможенных профилей риска.
- Фактический получатель груза имеет возможность избежать юридическую и уголовную ответственность за ввезенную продукцию, т.к. она официально поставляется на подставную техническую компанию «серого» брокера.
- Таможенные органы с одной стороны достаточно лояльно относятся к таким поставкам, т.к. она подкреплена соответствующим материальным или административным ресурсом, а нужные документы «серый» брокер всегда состряпает. Если Вас «накрыли», то значит это кому-то было нужно, или Вы попали под общую раздачу. С другой стороны, если таможне необходимо пополнить бюджет, проще всего это сделать за счет «серых» контрактов, т.к. всегда найдется повод для корректировки таможенной стоимости и доначисления таможенных платежей.
Какие риски имеет реальный владелец груза, импортируемого по «серой» схеме?
- При «сером» оформлении обычно используются «оффшорные» схемы поставок. Т.е. груз, если не сразу, то на каком-то этапе своего движения, де-юре становится собственностью оффшора, а не покупателя, и направляется к техническому получателю-Х в Россию.
- Если что-то случается в пути, то доказать право собственности и убыток, чтобы вернуть хотя бы деньги, истинному владельцу груза будет очень сложно. Он де-факто не платил ни оффшору, ни получателю-Х, а значит ни убытков, ни права владения нет и не возникает.
- При прохождении грузом российской таможни эта ситуация сохраняется. Поэтому если что-то случится и груз попадет под конфискацию, настоящий владелец может легко его потерять товар. Ни де-юре, ни де-факто, ни у владельца, ни у «серого» брокера прав на груз нет.
- Если ситуация на таможне будет не очень сложная, то владелец попадет на удорожание схемы или простои транспорта, пока все не успокоится. Хуже, если все будет серьезно, тогда брокер просто исчезнет, ему-то нечего терять, только «имидж». Возможно, с помощью хороших денег или высоких связей, вопрос можно будет решить, но тогда стоит посчитать, во что обойдется планируемая экономия и кто будет за все платить. «Серый» брокер платит только на словах, а не по факту.
- После прохождения таможни по «серой» схеме груз по документам должен попасть к владельцу и легализоваться. Чтобы владельцу не платить два раза «серый» брокер предлагает оформить поставку через его же 2-3 технические компании-однодневки, мотивируя, что в этом случае владелец становится законопослушным покупателем. На практике такие фирмы редко бывают чистыми и уплачивают налоги. Обычно через них сливается много разных сделок. Поэтому при попадании их под проверки владельца очень быстро вычислят по банковским платежам. Встречайте новые проблемы. Судебная и согласительная практика такова, что платить придется Вам.
- Для оплаты товара истинному продавцу, истинному покупателю придется задействовать нелегальные финансовые схемы перевода денег за рубеж с вытекающими рисками потери денег или приобретения проблем с валютными и другими органами власти.
- Вариантов попадания при «серых» схемах поставок – пять: со стороны таможни или налоговой, со стороны банка или органов валютного контроля и со стороны силовых структур. Они не взаимосвязаны, поэтому всех содержать под контролем невозможно.
Какие простейшие признаки «серых» схем?
Даже если Вам доказывают, что такие предложения законны, идеально «белые» или правомерны и законопослушны, смотрите на следующие позиции:
- У Вас должен быть прямой контракт с техническим импортером (получателем-Х) и, соответственно, по нему Вы должны платить за свою сделку. Помните, что доказательством владения грузом и далее понесенных убытков является фактическая оплата поставщику.
- У получателя-Х должен быть прямой внешнеторговый контракт с Вашим зарубежным производителем или с экспортером (последнее относится к Китаю, где необходима экспортно-импортная лицензия). Что бы Вам не говорили, не верьте, что достаточно формального контракта на 1-2 листах с русским или русско-английским текстом. ВЭД-контракт должен, как минимум, копировать условия Вашего договора с техническим получателем.
- Желательно получить копию контракта между экспортером-поставщиком и производителем, что не всегда удается даже при легальной чистой сделке.
- Получите от получателя-Х подтвержденные банком документы, что Ваши деньги напрямую оплачены им именно участнику этого ВЭД-контракта и за Ваш товар.
- После отправки Вашего груза, получатель-Х должен Вам предоставить оригинал экспортной таможенной декларации, транспортные и другие сопроводительные документы. Там не должно быть каких-либо третьих участников. Только Ваш отправитель и, производитель, Ваш технический получатель-Х и перевозчик.
- После таможенного оформления должна быть представлена таможенная декларация (ДТ). Как правило, «серые» брокеры ее не дают, а сообщают только номер ДТ, при этом, если ее проверить, вероятность соответствия сведений, указанных в ней, с реально доставленным товаром не более 40%.
- Отсутствие печати лицензированного таможенного брокера на ДТ, так же является признаком серой схемы. Так как такая лицензия стоит 1млн.евро, то ни один из «белых» брокеров не будет подписывать «серые» декларации.
Если что-то, из вышеперечисленного, не будет выполнено или предоставлено, будьте уверены, что Вы в «серой» зоне. Тогда вернитесь к пункту «Какие риски имеет реальный владелец груза, импортируемого по «серой» схеме?» и живите надеждой, возможно Вы какое-то время будете счастливы, на такое счастье проходит.
Какие преимущества «белого» таможенного оформления?
- Прямой контракт с производителем. Неважно у Вас или у Вашего аутсорсера с техническим получателем (такая услуга есть - «ВЭД-аутсорсинг»), но это для таможни весомый аргумент чистоты сделки. Это позволяет доказывать Вашу стоимость товара и тем самым избегать корректировок и экономить на пошлинах. В судах более 70% дел в спорах с таможней выигрывают импортеры. Именно поэтому сейчас многие импортеры переходят на «белые» схемы.
- Вы всегда можете доказать свою собственность на свой товар и, соответственно, предъявить участникам контрактной цепочки и сделки, и третьим лицам, включая государственные структуры, свои претензии, если их действия принесли Вам убытки.
- Проверки таможни и попытки сделать пост корректировки, которые могут быть в течение 3 лет после поставки, уже не страшны. Вы всегда можете доказать свою правоту, а весомых аргументов, чтобы «наехать» на Вас по ВЭД-сделке, у контрольно-надзорных, таможенных и фискальных органов просто не будет.
- В прямом контракте и «белой» поставке отсутствует система прокладок из фирм-однодневок. Поэтому со стороны ВЭД-сделки Вы застрахованы от проблем встречных и прямых налоговых, валютных и правоохранительных проверок, а значит и от проблем.
- Сокращаются расходы и риски на простоях транспорта в таможнях, на потерях при «серых» и транзитных схемах оплаты финансовых платежей.
- Вы получаете спокойствие и уверенность в части бизнеса, связанного с внешнеэкономической деятельностью и внешнеторговыми операциями.
- В бизнес-сообществе Вас уже никогда не будут называть контрабандистом, а Ваши покупатели и партнеры вместе с Вами получать стабильность и надежность в снабжении, и уверенность в работе. Ведь проверки по цепочке платежей и движению товара идут и к ним.
Какие недостатки «белого» таможенного оформления?
- В сфере ВЭД Вы становитесь более прозрачным, а значит надо думать над новыми способами оптимизации расходов и налогов, т.е. Вам потребуются более грамотные специалисты.
- Вам будут мешать конкуренты, которые продолжат играть в риски с «серыми» схемами с государством. Вам потребуются новые аргументы и доказательства своих преимуществ в работе с Вашими покупателями и терпение еще на 1-2 года.
- Ответственность за качество груза будет лежать на Вас, хотя это еще вопрос, которым должны заниматься юристы.
- Возможно, хотя и не факт, что Ваши официальные таможенные платежи немного возрастут. Но Вы же считаете, во сколько Вам обходятся «серые» схемы по итогам года, поэтому всегда можно сравнить и сделать выводы. Аппетиты проверяющих и контролирующих только растут и темпы роста значительно обгоняют темпы инфляции.
Наши рекомендации всем участникам ВЭД, опытным и начинающим.
- Следите за рынком логистических и таможенных услуг. Сейчас появился новый продукт, который объединяет в себе логистику, таможню и ведение ВЭД. Называется он «ВЭД-аутсорсинг». Эта услуга позволяет переложить на ее исполнителя все проблемы и риски, а самим оставаться в стороне.
- Это сложный продукт, который могут выполнять крупные компании с большим опытом работы на рынке и с высоким уровнем фактической, а не словесной, ответственности.
- Будьте осторожны в выборе такого партнера. «Серые» брокеры активно используют аналогичное описание продукта для прикрытия своих услуг.
Что касается поставок китайских грузов в Россию – это зона особого контроля таможни и многих министерств и ведомств, включая силовые и фискальные структуры. Связано это с высоким процентом применения «серых» и «оффшорных» схем ввоза и оформления, большим потоком контрафакта, высокой степени несоответствия ввозимой китайской продукции сопроводительным документам и с уклонением российских импортеров от полной уплаты таможенных пошлин, платежей и налогов. Поэтому работа с китайскими грузами требует высокой степени знания нюансов и практического опыта поставок и таможенного оформления в России.
Сергей Шкарупа, Генеральный директор ГК «Санна» (Мультимодальный международный логистический оператор полного цикла, лицензированный таможенный брокер, ВЭД-оператор)