Система управления рисками для экспортеров

Российская таможенная служба играет особую роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Система управления рисками стала одной из основных составляющих в работе по приведению таможенного контроля в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации, и способствует:  сокращению времени совершения таможенных операций;  обеспечению прозрачности и предсказуемости работы таможенных органов для участников ВЭД;  сосредоточению внимания на областях повышенного риска и обеспечению более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;  выявлению, прогнозированию и предотвращению нарушений таможенного законодательства.

 фото

В 2013 г. таможенными органами перечислены в федеральный бюджет таможенные платежи в сумме 4,7 трлн руб. (данные за девять месяцев 2013 г.), из них только 2% (90,5 млрд руб.) перечислены в результате таможенного контроля экспортируемой продукции (за исключением энергоносителей). При этом в результате применения системы управления рисками в 2013 г. дополнительно перечислены в федеральный бюджет таможенные платежи в сумме более 12,7 млрд руб., что на 19,5 % больше аналогичного показателя 2012 г.

 фото

Кроме выполнения экономических функций применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля способствует созданию равных конкурентных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Таможенного союза и защите интересов российских производителей и экспортеров. Таможенная служба в рамках своей компетенции поддерживает интересы российского экспорта, применяя в минимальной степени систему управления рисками при осуществлении таможенного контроля вывозимых товаров. Так в 2013 г. отмечена устойчивая тенденция снижения доли товарных партий, в отношении которых проводился таможенный досмотр. Если в 2012 г. этот показатель при импорте составлял 6,9 %, то при экспорте – только 1,2%. В 2013 г. (по состоянию на 01.10.2013) доля досмотренных товаров при экспорте составила 1%. При этом отмечается ежеквартальное снижение доли досматриваемых товаров, в том числе при экспорте .

 фото

В целях развития инвестиционной привлекательности Российской Федерации и содействия развитию крупного отраслевого бизнеса планами мероприятий «Дорожная карта», утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р и № 1128-р, предусмотрено создание механизмов, позволяющих ускорить прохождение через таможенную границу товаров, перемещаемых добропорядочными участниками внешнеэкономической деятельности.

Формирование так называемого «зеленого сектора» добропорядочных участников ВЭД в первую очередь осуществлялось по отраслевому принципу. Так, отдельная технология осуществления выборочного таможенного контроля определена в отношении товаров, перемещаемых крупными промышленными предприятиями; автопроизводителями, осуществляющие промышленную сборку транспортных средств на территории России; добропорядочными участниками ВЭД, осуществляющими ввоз рыбной и мясной продукции.

 фото

В результате существенно сокращаются количество таможенных досмотров партий товаров, сроки выпуска товаров, количество документов для таможенных целей в бумажном или электронном виде.

 фото

В рамках функционирования «зеленого сектора» также предусмотрены упрощения при экспорте товаров. Так, отдельный порядок действует в отношении товаров, перемещаемых производителями, осуществляющими экспорт собственной продукции (регламентирован приказом ФТС России от 2912.2012 № 2676). В отношении товаров, таможенный контроль которых осуществляется в рамках данной технологии, выборочно применяются отдельные меры по минимизации рисков – таможенный досмотр, принятие структурными подразделениями таможни решения по проверке таможенной декларации,  что способствует упрощению процедуры и сокращению времени совершения таможенных операций.

Помимо отраслевого подхода в настоящее время проводится эксперимент по категорированию участников ВЭД на основе критериев (около 40), которые рассчитываются автоматически с использованием информационных ресурсов ФТС России и ФНС России, что помогает исключить субъективный фактор и коррупционную составляющую при категорировании участников ВЭД для таможенных целей. Категорирование участников ВЭД позволяет более точно реализовывать принцип выборочности таможенного контроля.

Также планом мероприятий «Дорожная карта» до января 2015 г. предусмотрена реализация пилотного проекта по внедрению технологии автоматического (без участия должностного лица) принятия решения о выпуске товаров при предоставлении таможенной декларации в виде электронного документа. Автоматический выпуск товаров в рамках пилотного проекта будет применяться на основе результатов категорирования в отношении добросовестных участников ВЭД, в первую очередь в отношении экспортеров. При этом сроки выпуска товаров для участников пилотного проекта будут сокращены до 20 минут.

 фото

Продолжается активная работа ФТС России с зарубежными таможенными службами по развитию «зеленого коридора» на основе информационного обмена ФТС России. Компании, участвующие в данном проекте, получают ряд преимуществ, в том числе сокращение времени совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров, представление неполного комплекта документов, неприменение отдельных форм таможенного контроля в рамках системы управления рисками, включая таможенный досмотр. Обмен информацией осуществляется по широкому составу сведений, отражающих в том числе стоимостные характеристики товаров. Кроме того, информационный обмен с зарубежными таможенными службами  предполагает преимущественно двусторонний характер (например, с таможенной службой Италии), таким образом, преимущества при совершении таможенных операций получают также российские экспортеры. В настоящее время обмен информацией осуществляется с таможенными службами Турции, Финляндии, Австрии, Швеции, Бельгии, Чехии, Венгрии, Литвы, Словакии, Латвии, Эстонии,  Польши, Германии, Украины, Молдовы.

Ведется работа по вопросу реализации пилотных проектов «зеленый коридор» между таможенными органами Российской Федерации, Италии, Киргизии, Индии, Израиля. Запланирована также аналогичная работы с таможенными службами Нидерландов, Германии, Польши.

Следует отметить, что с 2010 г. ФТС России проводится работа по единообразному применению системы управления рисками таможенными органами государств – членов Таможенного союза в целях создания единых конкурентных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности на все территории Таможенного союза, а также осуществления таможенного контроля с различной степенью жесткости, что в свою очередь также способствует развитию российского экспорта.

 фото

 

Мария Корка, главный государственный таможенный инспектор отдела координации деятельности и администрирования применения системы управления рисками Управления рисков и оперативного контроля ФТС России, на круглом столе «Таможенное администрирование как механизм содействия развития экспортного потенциала российского аграрного сектора» рассказала о работе таможенных органов в рамках системы управления рисками.

Журнал "Таможенное регулирование. Таможенный контроль" № 1 2014 г.

 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости