Вклад в бюджет страны каждого таможенника ЦТУ – почти 87 млн. руб.
Сегодня Центральное таможенное управление занимает особое место в системе таможенных органов России и является одним из крупнейших восьми региональных таможенных управлений ФТС России. Брянской, Белгородской, Воронежской и Курской таможнями контролируется таможенная граница с Украиной в 1279 км. Смоленской таможней административная граница с Республикой Беларусь 886 км.
В структуру Управления входят 15 подчинённых таможен, которые обеспечивают работу 115 таможенных постов, 45 отделов таможенного оформления и таможенного контроля, 36 пунктов пропуска через таможенную границу.
В прошедшем году в регионе деятельности Управления внешнеэкономическую деятельность осуществляли более 26 тысяч участников ВЭД, большинство из которых ориентировано на ввоз товаров в Россию.
Высокая экономическая активность положительно сказывается на показателях по пополнению федерального бюджета. По итогам работы за 2013г. таможнями Управления в доход государства перечислено 776,8 млрд. руб., что на 3,8%больше чем в прошлом году. Импортная составляющая в общей сумме доходов оставалась приоритетной и составила почти 99%. Если в среднем, то каждый таможенник ЦТУ принёс в доход бюджета почти 87 млн. руб.
Таможенными органами Управления по всем процедурам оформлено 1409800 деклараций на товары, что на сто тысяч больше, чем в 2012г. По объёму декларирования крупнейшей по Управлению является Московская областная таможня (596,9 тыс. ДТ). На эту таможню приходится более 42% всего декларационного массива 2013г. Также лидируют Смоленская (13%), Брянская (9%).
Внешнеторговый оборот за 2013г. составил 125,6 млрд. долл. США.
Об изменении порядка процедуры таможенного транзита товаров с применением книжек МДП.
Специфической особенностью прошлого года была работа в условиях отмены книжек МДП в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Проведённый Управлением и таможнями комплекс мероприятий позволил избежать возникновения очередей в автомобильных пунктах пропуска.
С ноября 2013г. в таможенных органах, подчинённых Центральному таможенному управлению, проводится эксперимент, который позволит крупным и стабильно работающим российским перевозчикам осуществлять таможенный транзит без применения мер обеспечения, если таможенным органом назначения является российский таможенный орган. Для включения в Перечень российских транспортных компаний, участвующих в эксперименте, перевозчик должен обратиться с заявлением в Центральное таможенное управление, если он зарегистрирован в качестве налогоплательщика в ЦФО, а также представить сведения о своей деятельности.
На данный момент в Перечне 134 транспортные компании, допущенные к участию в эксперименте, из них 72 компании, зарегистрированы в Центральном федеральном округе. Реализация эксперимента позволяет сократить время на проведения таможенных процедур и увеличить пропускную способность пунктов пропуска.
О современной таможенной инфраструктуре. МАПП Шебекино.
На протяжении последних лет на российско-украинском участке границы была сформирована современная таможенная инфраструктура. Она позволяет проводить таможенный контроль в полном объёме и в установленные сроки. Однако более половины пунктов пропуска не оправдывают значительных бюджетных затрат на их строительство и текущую эксплуатацию.
Наиболее предпочтительными для перевозчиков остаются федеральные трассы Москва – Киев и Москва – Харьков МАППы Троебортное и Нехотеевка, на которых расположены пункты пропуска Троебортное и Нехотеевка. Нагрузка на них превышает проектные мощности в два раза по грузовому транспорту и в четыре– по легковому. Расчётная пропускная способность МАПП Троебортное – 269 грузовых и 1 212 легковых т/средств в сутки. Пиковые нагрузки–700 грузовых и 4 000 легковых т/средств. Расчётная пропускная способность МАПП Нехотеевка – 288 грузовых и 1920 легковых т/средств. Пиковые нагрузки – 466 грузовых и 8 800 легковых т/средств.
В то же время, на удалении порядка 50 километров расположены пункты пропуска, фактическая загруженность которых значительно ниже установленной. Это обусловлено отсутствием соответствующей транспортной инфраструктуры. Практически все подъездные автодороги к этим пунктам пропуска имеют не более двух полос движения, некачественное требующее ремонта дорожное покрытие.
В октябре прошлого года начал работу новый многосторонний автомобильный пункт пропуска МАПП Шебекино Белгородской таможни. Мы возлагаем на этот пункт пропуска большие надежды, как на серьезную альтернативу МАПП Нехотеевка, которая позволит разгрузить пассажирский поток на трассе Москва-Симферополь. Так же МАПП Шебекино может стать первым на российско-украинской границе пунктом пропуска, на котором вместе с российскими контролирующими службами будут размещены контролирующие службы Украины.
Важность создания комфортных условий на границе носит значимый межгосударственный уровень. При совместном размещении российских и украинских таможенников мы повысим эффективность работы пункта пропуска. Так же это позволит сократить время, необходимое для проведения таможенного контроля, будет реализован принцип «одна остановка» в отношении пассажирских транспортных средств.
О применении перспективных таможенных технологий.
Центральным таможенным управлением особое внимание уделяется расширению практики применения передовых информационных таможенных технологий. Современные требования, оборудование, новейшее программное обеспечение позволяют широко применять 100% электронное декларирование и технологию удаленного выпуска товаров.
В прошедшем году ежеквартальный прирост деклараций, выпущенных в электронном виде, в среднем составил порядка 26 тысяч. Таможенными органами выпущено 1 414 670 ДТ. Из них в электронной форме – 98,4%
В целях реализации Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» проведён комплекс подготовительных мероприятий для перехода с первого января этого года на обязательное 100% электронное декларирование. Переход на 100-% электронное декларирование прошёл в рабочем порядке. В условиях активного внедрения электронного декларирования одной из его перспективных составляющих является удалённый выпуск.
В результате успешного взаимодействия по данной технологии таможенных постов Калужской таможни с воздушными пунктами пропуска Московского авиа узла (Домодедово, Шереметьево и Внуково, в конце 2013г. ФТС закрепила его на постоянной основе.) руководством ФТС была поддержана инициатива Управления по организации с начала этого года взаимодействия между Калужской и Центральной акцизной таможней при декларировании товаров для промышленной сборки автомобилей.
Применение технологии удаленного выпуска товаров в данном случае позволяет максимально сократить временной интервал с момента поступления комплектующих на склад временного хранения до их подачи на сборочную конвейерную линию, позволяя тем самым сократить издержки производителя и сократить время, связанное с прохождением таможенного контроля.
В настоящее время внедрение перспективных таможенных технологий представляется одним из основных направлений деятельности таможенных органов. Современные информационные технологии призваны внести кардинальные изменения в работу таможенной службы в целом. Этому вопросу сейчас придаётся большое значение не только со стороны руководства таможенных органов, но и со стороны Президента и Правительства РФ.
О международных почтовых отправлениях.
В истекшем году продолжался рост количества пересылаемых международных почтовых отправлений. В Московской таможне их количество увеличилось в 1,4 (18, 26 млн. шт.), а в Брянской – в 1,7 раза (1,9 млн. шт.). Для своевременной обработки почтовых отправлений в регионе деятельности Московской таможни открыты два новых места международного почтового обмена – Прижелезнодорожный почтамт на Казанском вокзале и Москва-Внуково-2. Это позволило снизить нагрузку на основное место международного почтового обмена на Варшавском шоссе, работавшего с превышением предела своей пропускной способности. В целом ситуацию с оформлением МПО удалось стабилизировать. Впервые в период Новогодних праздников удалось избежать почтового коллапса.
Во Внуково и на Казанском вокзале таможенные органы перешли на обработку почтовых отправлений в новом формате. По согласованию с Федеральной таможенной службой при совершении таможенных операций в рамках пилотного проекта применяется специализированное программное средство, разработанное ФГУП «Почта России». Это позволило исключить ручную обработку сопроводительных документов, осуществлять выпуск в автоматизированном режиме. В итоге, ускорена доставка почтовых отправлений до физических лиц. Такого результата удалось достичь за счёт согласованных, скоординированных действий при активном участии в процессе нового руководства «Почты России».
Об автомобилях с иностранными номерами.
Остаётся актуальной тема контроля за автомобилями с иностранными номерами. Фактически, для системы видеонаблюдения ГИБДД они являются «невидимками», чем и пользуются незаконопослушные граждане. Центральное таможенное управление уделяет этому вопросу большое внимание. Одной из действенных мер по борьбе с нелегальным автобизнесом являются совместные рейды таможенников и сотрудников полиции по выявлению «серых» автомобилей. Такую работу провести самостоятельно ни таможенники, ни сотрудники полиции не могут. Мы не уполномочены останавливать автомобили на дорогах, а сотрудники ГИБДД не имеют возможности пресекать нарушения таможенного законодательства.
Практика работы показывает, что каждый десятый автомобиль с иностранными номерами на наших дорогах является объектом таможенного правонарушения. Незаконное использование таких автомобилей наносит не только серьёзный материальный ущерб государству в виде неуплаченных таможенных платежей, но и представляет серьёзную опасность на дорогах, угрожает жизни и здоровью россиян.
Эффективность проведения рейдов очевидна. Это подтверждается увеличением числа обращений граждан с просьбой продлить нарушенные ими сроки временного ввоза. А на дорогах в связи с проверочными и оперативными-розыскными мероприятиями значительно сократилось число фактов незаконного использования временно ввезённых машин. Операции по выявлению и пресечению правонарушений в сфере незаконного пользования и распоряжения транспортными средствами, зарегистрированными в иностранных государствах и временно ввезенными в Россию иностранными гражданами для личного пользования, продолжаются.
О задачах таможенных органов Центрального Федерального округа на 2014г.
Предварительное информирование о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом. С октября 2014г. вступает в силу Решение Евразийской экономической комиссии о введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом. Одной из главных задач текущего года будет организация внедрения такой технологии к установленному сроку. Также предстоит решать задачу достижения установленного «Дорожной картой» времени проведения государственного контроля в железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска. К декабрю следующего года оно не должно превышать двух часов. В настоящее время в приграничных таможнях данный показатель составляет от двух с половиной до трёх часов. Достичь установленного показателя возможно только при условии наличия качественного электронного взаимодействия между таможенными органами ОАО «Российские железные дороги»
Автоматический выпуск.
В 2013г. проводилась работа по сокращению времени совершения таможенных операций и таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров. Стратегией развития таможенной службы РФ до 2020г. установлен целевой индикатор, предусматривающий снижение к 2018г. предельного времени таможенных операций при выпуске товаров для внутреннего потребления и экспорте до двух часов (в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам госконтроля и не идентифицированы как рисковые поставки).
В прошлом году сократили среднее время при ввозе и вывозе товаров (которые облагаются вывозной таможенной пошлиной) с момента регистрации декларации до выпуска до 7 часов 14 минут. «Дорожной картой» предусмотрено полномасштабное внедрение автоматического выпуска товаров к 2018г. Его время будет составлять не более 20 минут.
ФТС России определены таможенные органы, которые будут участвовать в текущем году в практической реализации первого этапа автоматического выпуска – автоматической регистрации деклараций на товары. До первого мая текущего года нам предстоит отладка и модернизация информационно-программных средств, для реализации автоматической регистрации ДТ на Калужский таможне (Обнинский т/п), Московская таможня (Московский т/п-ЦЭД), МОТ (Вашутинский, Краснозаводский и Каширский т/п).
Николай Зуев, фото автора
портал "ASPmedia24.ru"