Кто стучится в дверь ко мне?

Прошлогодний бум интернет-коммерции привел к лавинообразному росту почтовых отправок и коллапсу обработки международной почты в аэропортах московского авиационного узла.

Существующая инфраструктура и технологии Почты России оказались неподготовленными к последствиям резкого роста дистанционной торговли, и многие годы копившиеся недостатки организационного управления привели к отставке очередного руководства компанией. Новый менеджмент приступил к работе, но по его действиям совершенно не ясно, изменится ли ситуация к лучшему, как будет выглядеть почтовая логистика, будут ли реализованы новые технологии, будут ли привлечены к работе отечественные специалисты, будет ли учтен профессионализм и опыт российских компаний и российской науки, какая реформа национальной почтовой связи нас ожидает?

А так ли внезапен был авиа-почтовый коллапс? Для того чтобы разобраться в этом не надо обращаться к специальным источникам. Можно просто проанализировать материалы, размещенные Почтой России на своем официальном сайте. Давайте остановимся на этом подробнее.

Ниже – несколько цитат без комментариев.

«В основном международный почтовый обмен с Россией происходит с помощью авиационного транспорта. Наземным путем в нашу страну поступает почта из Германии (Лейпциг – Москва, Лейпциг – Калининград, Лейпциг – Брянск), с Украины (Киев – Брянск), из Узбекистана, Казахстана, Белоруссии, а также происходит приграничный обмен с почтовой администрацией Китая (Суйфеньхэ – Владивосток, Хайхэ-Благовещенск)….. Депеша передается иностранному перевозчику для доставки в одно из ММПО РФ авиа- или наземным путем. Операция «Экспорт» означает, что отправление передано перевозчику. Срок доставки от экспорта до импорта, как правило, самый долгий и до того, как почтовое отправление поступит на территорию РФ, может пройти достаточно много времени. Причины: транзитные маршруты авиарейсов, набор определенного веса для отправки грузовыми самолетами. Например, Китай и Сингапур перевозят почту грузовыми самолетами, которые могут брать вес от 50 до 100 тонн. Пока отправление в экспорте, ни страна отправителя, ни страна получателя не могут отслеживать отправление в интернете. Иными словами, отправление находится в процессе перевозки от одной страны в другую». «Сроки доставки международных отправлений между экспортом и импортом не установлены (!!!) (не регламентированы документами). Маршрут доставки определяется страной подачи отправления в зависимости от существующих договоренностей с авиаперевозчиками и наличия провозных мощностей. При доставке используются транзитные рейсы, что приводит к увеличению сроков транспортировки и времени между операциями экспорт и импорт».

Это все цитаты с официального сайта, с раздела «Как отследить почтовое отправление».

Ситуация становится абсолютно ясной, когда появляются «советы». Например: «Совет: если вы видите в статусе системы отслеживания информацию о том, что отправление поступило в ММПО другого региона (например, вы ожидаете отправление в Москве и оно поступило в ММПО Оренбурга), не стоит беспокоиться, посылка будет доставлена по вашему адресу после прохождения всех процедур оформления. Если статус долгое время не меняется, советуем подать заявление на розыск»…

Совершенно понятно, что вопросами организации почтовых перевозок в компании никто не занимается. Понятно, что не занимаются и вопросами оптимизации почтовых цепей поставок, прикладными вопросами, которыми занимается логистика.

На сайте, в разделе нормативных документов размещена принятая Правительством РФ Концепция развития рынка услуг почтовой связи до 2010 года. В ней с предельной откровенностью перечислены недостатки отечественной почтовой связи. Констатируется, что: «по уровню качества услуг почтовой связи в части частоты и скорости доставки письменной корреспонденции Россия относится к развивающимся странам. Основная причина низкого качества - слабое развитие почтовой инфраструктуры. Резко снизился уровень автоматизации и механизации производственных процессов, а единственным быстрорастущим показателем остается только ручной труд. Из 83 негосударственных операторов почтовой связи только 23 оказывают услуги за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Емкость рынка услуг почтовой связи в России в 2002 году составила более 30 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов США), что составляет 0,3 процента валового внутреннего продукта России. В странах Европейского союза на долю рынка услуг почтовой связи приходится более 1 процента валового внутреннего продукта, а в США - около 1,3 процента, что свидетельствует о необходимости развития данного рынка в России и повышения его вклада в российскую экономику. Средняя скорость пересылки письменной корреспонденции в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых и развивающихся стран». «Объем услуг по пересылке посылок в России составляет 13 млн. посылок в год и в расчете на душу населения - около 0,1 посылки в год, тогда как в Европейском союзе этот показатель - 6,8». Абсолютно верно делается вывод, что: «Низкое качество услуг почтовой связи обусловлено недостаточным уровнем автоматизации обработки корреспонденции, так как большое количество ручных операций при сортировке письменной корреспонденции не только замедляет этот процесс, но и значительно увеличивает количество погрешностей при сортировке и, соответственно, процент неправильно отправленной почты». И соответственно: «Главным условием развития рынка услуг почтовой связи является повышение скорости и надежности, а также увеличение частоты доставки почтовых отправлений».

Правильная констатация фактов, правильные выводы, неплохие цели. Проблема в одном: на дворе 2013 год, Концепция определяет развитие только до 2010 года, и то, что произошло в московских аэропортах с обработкой авиационных отправлений, подтверждает факт ее невыполнения. Тогда почему она размещена на сайте? Может в назидательных целях? Тогда, где выводы нового менеджмента и где новые ориентиры? 

Можно набрать в поисковиках вместе два слова: «Логистика» и «Почта России». Сразу становится очевидным факт крайне низкого развития логистики в почтовой системе страны. Логистика – это наука об оптимизации движения потоков. Почтовая логистика – об оптимизации движения почтовых отправок, финансовых, документальных, информационных потоков, их сопровождающих. Логистическая инфраструктура Почты - это не только обслуживание торговли, не только обеспечение внутренних технологических процессов компании. Это – организация и поддержка большого спектра государственно-социальных услуг. Такая роль национального почтового оператора, к сожалению, практически нигде вообще не упоминается. Где можно ознакомиться с исследованиями цепей поставок авиационных почтовых отправлений? Как и где можно познакомиться и обсудить профессиональные вопросы с почтовыми экспертами – технологами, специалистами отраслевых информационных технологий? Почему нет ни одного обращения новой команды менеджеров ни в Комитет по логистике ТПП РФ, ни в отраслевые отечественные логистические школы, организации, которые призваны помогать развитию новых технологий? Почему нет ни одной конференции, ни одного тематического круглого стола, ни одного профессионального форума, на котором бы открыто обсуждались проблемы. Отсутствуют механизмы, которые помогали бы профессиональному сообществу высказать свои замечания и идеи, представить свои наработки, реализовать новые технологии? 

В том же Шереметьевском аэропорту, грузовой терминал, осуществляющий наземное обслуживание авиакомпаний по международной почте, годами засыпал Почту России и ФТС РФ предложениями по улучшению процесса обработки почтовых отправлений и внедрению новых технологий в международном аэропорту. Отечественные профессиональные компании, занимающиеся вопросами информационного обмена в авиационной отрасли давно готовы локализовать и внедрить на практике совместные информационные стандарты ИАТА и Всемирного Почтового союза. К кому и куда можно обращаться? Старое руководство Почты было абсолютно закрыто для такого сотрудничества. А есть ли механизм взаимодействия с новой командой? Не надо повторять ошибки и искать истину у западных компаний. Надо изучать их опыт и практику и работать, опираясь на отечественные компетенции. Только административными заменами одних менеджеров на других многолетние проблемы Почты России не разрешить. Сейчас требуется профессиональный подход к решению возникающих вопросов. Необходимо организовать профессиональные площадки для обсуждения проблем отрасли и интеграции специалистов.

Почта России объявляет о необходимости реформ. Так ли это на самом деле? Кто их будет осуществлять? Есть ли профессионалы, способные предложить выход их тупика, предложить механизмы интеграции имеющихся в стране компетенций?

В Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации недавно создан экспертный совет по развитию почтовой отрасли для взаимодействия с представителями органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественных организаций и экспертов в области почтовой связи в целях совершенствования законодательства в области оказания услуг почтовой связи. Совет по развитию почтовой отрасли станет постоянно действующим органом при Минкомсвязи России, его возглавил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаил Евраев. "Совет создан как площадка для диалога, обсуждения актуальных проблем почтовой отрасли, поиска путей решения проблем. На Экспертном совете мы планируем обсуждать любые, даже самые острые вопросы почтовой отрасли", — отмечает заместитель министра. Сам руководитель Экспертного совета к почтовым технологиям имеет отдаленное отношение. По образованию он юрист и финансист, с соответствующим опытом работы. Из 48 членов совета – десяток чиновников федерального уровня, столько же – регионального, банкиры, представители торговли, платежных систем, западных экспедиторских компаний и т.п. Самих отраслевых экспертов можно перечислить по пальцам на одной руке. Там нет ни одного представителя экспертизы транспорта: авиационного, железнодорожного, автомобильного. Нет и специалистов в области отраслевых информационных технологий. Даже представитель отечественного НИИ Почтовой связи, и тот - правовик. Зато в Экспертногм (!) совете очень много представителей смежного бизнеса, «партнеров» Почты России. Почему то, модно стало называть прямых конкурентов – партнерами. На самом деле, это прямые конкуренты почтовой службы по сегментам рынка, представители ведущих мировых транснациональных корпораций, занимающихся собственным бизнесом в нашей стране и имеющих собственные интересы, далекие от интересов реорганизации национальной компании.

По информации из открытых источников (КоммерсантЪ), рассматриваются различные варианты реформы национального почтового ведомства. В их числе - и варианты, подготовленные BostonConsultingGroup (конечно,кому еще лучше знать проблемы российского почтового оператора, как не американским консультантам!), в рамках разработанной им стратегии развития ФГУП "Почта России" в 2012-2016 г.г., и варианты подготовленные чиновниками Минкомсвязи, под чьим контролем находится многострадальный ФГУП. По слухам (а других источников – нет!) планируется ликвидировать ФГУП и создать вместо него две структуры — госучреждение, которое будет управлять почтовыми отделениями, и частную логистическую компанию, вероятно, по аналогии с DHL. Но ведь совершенно ясно, что создавать логистического оператора без подготовки нормативной базы, строго регулирующей процессы транспортной экспедиции в стране нельзя. А такой базы, в отличие от развитых стран Европы и мира у нас нет. Нельзя запускать новорожденного логистического оператора в рынок, где бесконтрольно царствуют хорошо управляемые и организованные транснациональные корпорации «партнеров» Почты России. Никто в таких условиях российского рынка не выдержит конкуренции с ними.

По оценке компании ОАО «Шереметьево-Карго», грузового оператора аэропорта Шереметьево, уже сейчас можно прогнозировать рост международных почтовых отправлений к концу 2013 года на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Никаких видимых организационных и технологических изменений в аэропортовой почтовой инфраструктуре незаметно. Ожидаем нового осеннего «паводка»? 

Необходимо безотлагательно начинать Работу по коренной модернизации отечественной почтовой логистики. Конечно, хотелось бы, при этом, чтобы и форма, постучавшего в дверь почтальона, была тоже отечественной.

 

Зубаков Геннадий, заместитель председателя Комитета по логистике ТПП РФ 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости