По мнению Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), промышленная политика в России должна быть направлена на скорейшее стимулирование спроса на отечественную продукцию. Учитывая тот факт, что сегодня экономика страны находится в менее благоприятной ситуации, чем в конце 2000-х гг., поддержка реального сектора экономики на повестке дня стоит особенно остро.
В Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялась конференция «Промышленная политика регионов: энерго- и ресурсоэффективность, импортозамещение, новые резервы развития», в рамках которой зам. генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев выступил с докладом «Уроки антикризисных мер в промышленности 2008-2010 гг.».
Александр Григорьев отметил ряд внутренних и внешних факторов, которые вносят различия в специфике текущего кризиса и того, который происходил в 2008-2009 годах. Так, эксперт обратил внимание на то, что значительный объем накопленных инвестиций перед предыдущим кризисом создавал для экономики более благоприятные условия для выхода из кризиса, чем сегодня. «Инвестиции в основной капитал снижались на протяжении последних двух лет, поэтому сейчас ресурсов для посткризисного «отскока» у экономики значительно меньше», ‒ резюмировал Григорьев.
Кроме того, докладчик напомнил, что в настоящее время Россия уже является членом ВТО, и это накладывает ограничения на инструментарий возможных мер по поддержке экономики: в частности, прямые государственные субсидии в отдельные предприятия в условиях ВТО запрещены.
Далее эксперт отметил, что как для предыдущего, так и для нынешнего кризиса было характерно падение цен на нефть. Но именно сегодня бюджет РФ гораздо более уязвим от ценовой конъюнктуры на нефть, так как текущему кризису предшествовал трехлетний период сравнительно высоких цен на нефть, вследствие чего выросли бюджетные обязательства страны.
Александр Григорьев также обратил внимание на то, что основным реципиентом помощи, как и в прошлый раз стала банковская сфера. «На докапитализацию банков было выделено 67% средств, но эффективность подобной меры сомнительна, ‒ заметил эксперт. ‒ Причина – отсутствие действенных механизмов контроля за тем, как банки распоряжаются полученными деньгами. При этом на поддержку реального сектора выделено всего лишь 13% от общего объема помощи».
«Широкий арсенал антикризисных мер применялся и в прошлый кризис, и планируется к применению сегодня. Однако эффективность мер заключается не в их количестве, а в том, насколько быстро реципиенты смогут воспользоваться государственной помощью, насколько процесс ее получения будет простым и прозрачным, - указал Александр Григорьев. - Другими словами, излишняя бюрократизация в получении помощи приводит к затягиванию рассмотрения и принятия решений. «Скорая помощь» должна быть все-таки скорой».