Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, политолог.
Когда мы говорим о развитии местных производителей, мы понимаем, что торговля – это их настоящий партнер. Достаточно просто зайти в супермаркет, чтобы понять, что свыше 90% продовольственных товаров первой необходимости – это продукция нашего производителя. Причем мне часто доводится слышать разную критику в отношении крупных торговых сетей. Безусловно, с чем-то можно согласиться. Но иногда о них говорят, как чуть ли не о врагах малого и среднего бизнеса. Конечно, это очень примитивный взгляд на ситуацию.
Да, соглашусь, торговые сети в отличие от мелкой неорганизованной розницы предъявляют к поставщикам и производителям достаточно высокие требования на «вход»: стандарты качества, объемы, графики поставок. Но все же для тех, кто соответствует, открывается реальная возможность существенно масштабировать свой бизнес за счет партнерства с крупной сетью. Именно эта система конкуренции за попадание на полку, которую выстраивают сети, является мощным драйвером для развития местного производителя с точки зрения введения современных методов управления, технологизации, повышения стандартов качества и т.д.
В регионах существует много примеров эффективного сотрудничества местных производителей и крупных федеральных сетей. Определённо, партнерство такого рода стимулирует развитие местного производства, создание новых рабочих мест, повышение налоговых сборов в бюджеты регионов, инфраструктурное развитие, создание новых бизнесов и, в конечном счете, обеспечивает доступность товаров и услуг для местного населения.
Что касается недобросовестных поставщиков, производителей нелегальных продуктов и различного контрафакта, то те же самые сети выстраивают довольно жесткий заслон на пути реализации таких товаров. Причем в силу централизованной модели управления нет необходимости разрабатывать механизмы для борьбы с контрафактом в каждом регионе присутствия ТС. В этом, на мой взгляд, и кроется их ключевое преимущество.