11 октября 2017 года в рамках проведения выставки Агропродмаш состоится знаковое мероприятие для производителей машин для пищевой индустрии – конференция «Развитие российского рынка машин для пищевой и перерабатывающий промышленности».
Организаторами сессии выступили Ассоциация Росспецмаш, Минпромторг России и АО «Экспоцентр». Евгений Корчевой, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России, в преддверии своего выступления на конференции рассказал, насколько продмашины зависят от импорта, чему нужно поучиться у производителей пельменных аппаратов и как господдержка будет стимулировать компании к развитию?
Основная задача – больше производить!
- Евгений Анатольевич, расскажите об основных проблемных зонах в отрасли и как Минпромторг России планирует оказывать поддержку производителям в их решении? Например, нам на совещаниях часто приходится слышать от заводов вопросы о развитии компонентной базы. Есть ли у Вас здесь решение?
- Компоненты - не самая проблемная зона. В пищевом машиностроении большинство машин делается под конкретного клиента, и на 80%, а в некоторых и 90% - это российские составляющие. Конечно, есть отельные проблемные зоны, например, с нержавейкой, которая сейчас по большему счету вся импортного производства. Есть проблемы с исполнительными механизмами в машинах, например, сервоприводы, пневматика как правило, иностранного производства, как и некоторые элементы электроники, но на самом деле, они не очень влияют на себестоимость. В России уже сейчас многие компоненты производятся, какие-то еще будут развиваться, некоторых еще нет, но они тоже появятся в ближайшее время. Поэтому, с точки зрения пищевого машиностроения – это не самая большая проблема. Самое главное сейчас - это наращивать объемы производства этих машин.
Статистика:
I полугодие 2017 г по отношению к I полугодию 2016г.
Рост производства машин и оборудования для пищевой промышленности составил 7%, при этом:
- оборудование для производства хлеба + 11%,
- оборудование для переработки молока + 16%,
- оборудование для переработки мяса и птицы +20%.
Три самых главных шага для развития отрасли
- На одном из своих последних выступлений Вы заявили, что Минпромторг России в ближайшем будущем будет поддерживать только производителей, ориентирующихся на экспорт. А что Вы посоветуете производителям пищевых машин, для которых главная борьба идет за внутренний рынок?
- У нас объем производства техники в пищевом машиностроении составил 12,6 миллиардов рублей на 220 производителей. Это говорит о том, что производителей очень много, но объемы у них очень маленькие, поэтому на экспорт им выходить тяжело. Но несмотря на эти трудности, в прошлом году треть всей выпускаемой продукции ушла на экспорт, причем география экспорта была очень широкая. Мой любимый пример – пельменные аппараты, которые были поставлены в 50 стран мира. Еще раз повторю, самое главное сейчас - это наращивать объемы производства, а помочь в наращивании объемов поможет государство. Мы, в лице Минпромторга РФ, и ставим себе задачу создать такие условия, чтобы из этих зернышек, выросли средние и крупные корпорации, способные конкурировать на глобальном рынке.
Как мы планируем стимулировать компании к развитию?
Первый шаг для успешного экспорта – это создание условий на внутреннем рынке. т.к. российские производители находятся в неравных условиях по сравнению с их зарубежными коллегами.
Статистика
Доля импортного оборудования для пищевых и перерабатывающих производств на внутреннем рынке составила 80% (по оценке с янв. по июнь 2017).
В этом году мы впервые ввели субсидию 15% на покупку отечественного оборудования (субсидия по постановлению № 547 от 10.05.17) возмещающая производителю 15% от цены оборудования при условии реализации техники со скидкой). Мера конечно новая, и многие заводы еще с опаской смотрят или не понимают, как она работает. Не до всех потребителей дошла информация, что такая субсидия есть. Да и сама отработка выплаты субсидии занимает время. В разработке стратегии по пищеварительному машиностроению, к которой мы приступили, закладываемые субсидии должны быть в долгосрочной перспективе, как минимум до 2025 года. Это даст российским производителям экономический стимул развивать машиностроение.
Второй шаг – помочь с НИОКРами, профинансировать создание как можно большего количества новых машин. Обороты у компании маленькие, на НИОКР они не могут выделить достаточно средств, поэтому тут должно прийти государство и сказать: на каждый рубль, вложенный в развитие бизнеса, мы готовы вложить два рубля со стороны государства, что бы машины создавались быстрее (речь о субсидии на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации организациями комплексных инвестиционных проектов).
Третий шаг и задача Минпромторга – помочь предприятиям с модернизацией. Большинство заводов, которые я посетил, нуждаются в новом оборудовании, как в основном так и вспомогательном, в новых цехах – на это все нужны деньги. У нас есть фонд развития промышленности, который готов под 5% годовых в рублях поддерживать такие проекты и предоставлять пятилетние займы. Есть и другие меры поддержки, например, займ под 1% годовых на уплату части аванса за оборудование, взятое в лизинг, по программе «Лизинговые проекты» или субсидирование части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий машин (по постановлению Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 634). Мы настаиваем на том, чтобы российская продукция создавалась с требованиями, обеспечивающими ее реализацию на внешних рынках. т.е. она должна быть такого качества, обладать такими характеристиками, должна быть заложена такая себестоимость, что бы можно было эти машины продавать по всему миру, а не только в России.