Анализ конъюнктуры вагонного рынка в Российской Федерации и перспективные направления его развития был представлен руководителем отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Георгием Зобовым на IV ежегодной конференции «Эксплуатация и ремонт грузовых вагонов».
Докладчик отметил, что в настоящий момент наблюдается рост производства грузовых вагонов на фоне улучшений показателей грузовой работы. Если в 2015 году по сравнению с 2014 годом производство грузовых вагонов упало с 55,1 до 28,4 тыс.единиц (едва не повторив отрицательный рекорд 2009 года - 23,6 тыс.), то в 2016 году наметился очевидный рост – 36,6 тыс.единиц. И в I кв. 2017 года тенденция к росту сохраняется. За первые три месяца объем выпуска на сеть новых вагонов увеличился на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объем списания грузовых вагонов составил 66,3% по сравнению с тем же периодом 2016 года. Вместе с тем рост объема погрузки составил 3,8%, рост объема грузооборота – 7,4%, рост объема перевозок – 4,9%.
На этом фоне не может не вызывать обеспокоенности увеличивающийся из года в год рост отцепок в ТОР при сокращении парка грузовых вагонов. В 2016 году число отцепок в ТОР по сравнению с 2015 годом выросло на 1,8% и превысило инвентарный парк вагонов.
Основная причина – 60% – браковка колесной пары. Из-за роста производства и увеличения количества ремонтов потребление колес увеличивается, в тоже время их стоимость растет. Только за три последних месяца цены на ЦКК выросли на 19-21%, а доля стоимости колес в цене вагона традиционной конструкции в период 2014-2017 гг. выросла с 9,2% до 9.9%.
Георгий Зобов акцентировал внимание слушателей и на том, что рынок сегодня нуждается в создании производителями вагонов сервисных центров по их гарантийному обслуживанию и ремонту, в обеспечении запасными частями предприятиями-производителями инновационных грузовых вагонов ремонтных предприятий, а также в переводе грузовых вагонов на узлы и детали имеющие повышенный ресурс безотказной работы. Кроме того, необходимо проведение дальнейших работ по повышению производительности вагонов в условиях инфраструктурных ограничений.