По оценкам ИПЕМ, к концу 2015 года нарастает кризис в высокотехнологичных отраслях: производство вагонов и турбин упало в 2 раза.
Также результатом близящейся к завершению «тарифной компании» в естественно-монопольных отраслях стало ожидаемое значительное увеличение темпов роста цен и тарифов на 2016 год как компенсация за сдерживание в предыдущие годы.
Итоги развития промышленности в октябре 2015 года: индекс ИПЕМ-производство – -0,5%, индекс ИПЕМ-спрос – -1,3% (к октябрю 2014 года).
За период январь-октябрь 2015 года индекс ИПЕМ-производство вырос на 0,5% к аналогичному периоду прошлого года. Индекс ИПЕМ-спрос продемонстрировал падение на 2,4% с начала 2014 года. Темпы падения снижаются в основном из-за снижения базы прошлого года. Расчет индекса ИПЕМ-спрос в отраслевом разрезепоказывает, что рост спроса в годовом исчислении наблюдается только в добывающих отраслях. Кроме этого в последние месяцы продолжается восстановление спроса в низкотехнологичных отраслях.
В добывающих отраслях наблюдается оживление спроса после неудачной первой половины 2015 года (+2,8% в октябре, +0,4% с начала года; подробнее см. слайды №9 и №10).
Спрос в среднетехнологичных отрасляхпродолжает снижаться(-3,3% к октябрю 2014 года, -1,6% с начала 2015 года). За 10 месяцев 2015 года внутренний спрос на цветные металлы упал на 19,8%, на черные - на 4,3%. При этом продолжается рост экспорта черных (+8,8% с начала года) и цветных металлов (+2,5%). Заморозка внутренних цен на химические и минеральные удобрения подтолкнула внутренний спрос (+10,2% с начала года). Наряду с внутренним спросом в условиях слабого рубля продолжает восстанавливаться экспортное направление поставок химических и минеральных удобрений (+5,2% в октябре, +4,8% в сентябре, +3,0% в августе, +3,2% в июле, +1,2% в июне).
Спрос на продукцию низкотехнологичных отраслей во второй половине 2015 года продолжает расти(+1,0% в октябре, +1,5% в сентябре, +0,6% в августе, +0,9% в июле), однако в годовом исчислении результат все еще отрицательный (-0,5%).
Спрос в высокотехнологичных отрасляхв октябре 2015 года продолжил сжиматься (-18,9% к октябрю 2014 года; -24,3% с начала года). Автопром определяет динамику сектора: производство легковых автомобилей за 9 месяцев 2015 года сократилось на 24,5%. В транспортном машиностроении на фоне отсутствия стабильной государственной политики регулирования сектора производство грузовых и пассажирских вагонов в 2015 году сократилось более, чем вдвое. В энергетическом машиностроении на фоне окончания периода действия договоров ДПМ и неопределенности с дальнейшими механизмами стимулирования инвестиций выпуск турбин всех типов также сократился почти в 2 раза в натуральном выражении. Определенные шаги по поддержке строительной сферы и сельского хозяйства позволили удержать падение выпуска строительной и сельхозтехники на уровне 30%.
В октябре-ноябре традиционно завершается т.н. «тарифная кампания» в естественно-монопольных отраслях. Одним из главных ее итогов стало ожидаемое значительное увеличение темпов роста цен и тарифов на 2016 год, как компенсация за сдерживание ценовой и тарифной нагрузки на экономику в 2014-2015 гг. (подробнее см. слайд №11).
Одним из последних элементов «тарифной кампании» в электроэнергетике стало подведение итогов конкурентного отбора мощности (КОМ). Результаты КОМ-2016 оказались довольно примечательными: в 1-ой ценовой зоне (Европа и Урал) цена мощности снизилась на 7,5% (на КОМ-2015 снижение составило 9,0%), зато во 2-ой ценовой зоне (Сибирь) мощность выросла в цене на 7,2% (на КОМ-2015 рост составил 74,9%). В итоге на 2016 год цена мощности во 2-ой ценовой зоне уже в среднем на 68% выше, чем в 1-ой. Электроэнергия же на рынке на сутки вперед (РСВ) во 2-ой ценовой зоне уже всего примерно на 20% дешевле, чем в 1-ой ценовой зоне. Разница между конечной стоимостью электроэнергии для потребителей между ценовыми зонами стирается, а значит регионы России, находящиеся за Уралом, продолжают терять привлекательность, с точки зрения размещения в них энергоемких производств.
В железнодорожном транспорте обращает на себя внимание динамика цен в нерегулируемом сегменте. Снижение спроса привело к рекордно низким ставкам суточной аренды полувагонов в первой половине 2015 года. Однако последовавшее за этим сокращение парка полувагонов привело к началу восстановления цен. В итоге среднее снижение ставки по итогам 2015 года составит около 10%. Принятые меры регуляторного характера будут способствовать и дальнейшему росту ставок, в результате чего средний рост ставок аренды полувагонов в 2016 году составит около 60%.
В очередной раз Минэкономразвития РФ при подготовке прогноза социально-экономического развития исходило из условия, что цены производителей в отраслях ТЭК будут расти опережающими темпами (в среднем по разделу C. Добыча полезных ископаемых – на 17,6%, в нефтепереработке в среднем – на 22,7%), а по отраслям обрабатывающей промышленности – на 7-9%. В значительной степени именно этим параметром определяется инвестиционная привлекательность секторов, а значит в данный момент основной акцент экономической политики государства направлен на поддержку отраслей ТЭК.