Согласно оперативным данным ОАО «РЖД», погрузка за 8 месяцев 2017 года выросла на 3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составила 833,5 млн тонн. Основными драйверами роста погрузки остаются каменный уголь (рост составил 18,3 млн т, +9,5% к январю-августу 2016), а также минеральные и химические удобрения (2,6 млн т, +8,4% к январю-августу 2016 года).
По оценкам ИПЕМ, экспорт угля будет продолжать расти, в то время как на мировом рынке удобрений ожидается ужесточение конкуренции.
Росту погрузки угля продолжает способствовать благоприятная экспортная конъюнктура. Так, если во внутреннем сообщении погрузка за 7 месяцев 2017 года выросла только на 1,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, то рост погрузки на экспорт за тот же период составил 21,4%. Ключевым фактором повышения экспорта угля является проводимая руководством Китая политика по сокращению избыточных и неэффективных производственных мощностей в отрасли, а также запрету на импорт угля из Северной Кореи, действующему с 20 февраля по 31 декабря 2017 года. Дополнительно с 1 июля 2017 года Китай ввел дополнительные ограничения на импорт угля через небольшие порты, действующие без разрешения Госсовета, с целью ограничения импорта «низкосортного» угля. В результате, китайские потребители были вынуждены переориентироваться на других поставщиков, среди которых основную роль занимают Россия и Австралия.
Интерес к российскому углю наблюдается среди других активных потребителей угля: у Индии, Индонезии, Филиппин, Японии, Южной Кореи и Вьетнама. ИПЕМ ожидает, что наращивание экспорта угля в страны Азиатского региона будет продолжаться. Однако ряд импортеров развивает собственную угледобычу: по данным Министерства энергетики Индии, страна планирует существенно сократить импорт угля за счет наращивания объемов собственной добычи. Так, сейчас в Индии разрабатываются и внедряются проекты по импортозамещению коксующего угля.
В то же время погрузка химических и минеральных удобрений растет как для поставок на экспорт, так и на внутренний рынок. За январь-июль погрузка минеральных удобрений во внутреннем сообщении увеличилась на 13,7% по отношению к январю-июлю 2016, а на экспорт рост составил 10%. Накопленные минеральные удобрения (с учетом остатков 2016 года) составляют около 2 515 тыс. т действующего вещества, что на 238,4 тыс. т действующего вещества больше, чем в прошлом году. С начала года (по данным на 21 августа) сельхозпроизводители приобрели около 2 233 тыс. т действующего вещества минеральных удобрений, что на 193,5 тыс. т больше, чем в прошлом году.
При этом тенденции, которые могут отрицательно повлиять на российский экспорт удобрений, сохраняются. На мировом рынке вводятся новые мощности по производству продукции и, в результате, растет конкуренция. Также в ряде стран проводится изменение политики по использованию удобрений. Например, Китай начал реализацию экологической политики по обеспечению уменьшения объемов применения удобрений в сельском хозяйстве.
Стоит отметить продолжающий спад в погрузке нефти и нефтепродуктов – по итогам августа динамика погрузки данных видов упала до нулевых показателей роста. Это связано с существенным снижением экспорта: так, во внутреннем сообщении за 7 месяцев погрузка увеличилась на 3,2% к 7 месяцам 2016, то экспорт, наоборот, просел на 8,9%.
Мировые биржевые цены на нефть продолжают снижаться. С начала 2017 года цена на марку Brent сократилась на 7,3% относительно декабря 2016 года. Данное снижение вызвано в том числе ростом среднесуточной добычи нефти в таких странах, как США, Ливия и Нигерия. В то же время спрос на нефть и нефтепродукты растет - за первые шесть месяцев текущего года Китай импортировал 212,3 млн т нефти, что на 13,8% выше аналогичного периода 2016 года, а по итогам июня впервые вышел на первое место в мире по объемам нефтяного импорта, обогнав США. ИПЕМ ожидает увеличения спроса в Китае и на дизельное топливо. По заявлению Caterpillar Inc., Китай проявляет большой интерес к строительной технике, а продажи тяжелых экскаваторов выросли до 130% в первой половине этого года.
Россия остается одним из главных поставщиков нефти и нефтепродуктов на китайский рынок. Однако тренд на ужесточение конкуренции сохраняется: еще в феврале текущего года Китай стал крупнейшим импортером нефти из США, обойдя Канаду. Также американские производители выходят и на другие рынки реализации продукции.
Александр Слободяник, Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)