По оценкам ИПЕМ, реализация инфраструктурных проектов принесет ощутимый заказ для металлургической отрасли. Так, проект реконструкции БАМа только в период 2014-2016 гг.обеспечит спрос на 70,2 тыс. т рельс общей стоимостью 2,6 млрд руб.
На конференции «Металлургия и грузоперевозки» заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов выступил с докладом «Железнодорожные тарифы: состояние и перспективы».
Александр Поликарпов в начале выступления отметил ряд проблем, существующих в регулируемом сегменте тарифной системе на грузовые железнодорожные перевозки. Во-первых, существенные различия в стоимости перевозок грузов, привлекательность перевозок низкодоходных сырьевых грузов на большие расстояния приводят к уходу грузоотправителей с железных дорог. Так, в результате ухода с железной дороги только за 9 месяцев 2014 году автотранспортом было перевезено дополнительно 630 тыс. тонн черных металлов, что повлекло дополнительную нагрузку на автомобильные дороги в размере 30 тысяч груженых автомобилерейсов.
Во-вторых, эксперт отметил заниженные темпы индексации тарифов на железнодорожные перевозки как по сравнению с другими видами транспорта, так и по сравнению с макроэкономическими показателями ‒ индексом потребительских цен и индексом промышленного производства. «Индексация железнодорожных тарифов основана на прогнозах Министерства экономического развития, данные которого, как показывает практика, не соответствуют реальному росту цен», ‒ отметил эксперт.
Александр Поликарпов подчеркнул значимость железнодорожной отрасли для развития металлургии в России. По оценкам ИПЕМ, доля данной отрасли в общем объеме закупок стали составляет 5,3%, а в 2013 году железнодорожным транспортом было потреблено 2,3 млн т стали (85,1 млрд рублей). Только для реконструкции БАМа в период 2014 – 2016 гг. может потребоваться изготовление 70,2 тыс. тонн рельс общей стоимостью 2,6 млрд. рублей.
Эксперт напомнил, что, согласно приказу ФСТ №423-т/3, ОАО «РЖД» имеет возможность гибкого тарифного регулирования услуг инфраструктуры и локомотивной тяги в пределах тарифного коридора. Однако ценовой коридор применяется скорее как механизм привлечения дополнительных финансовых средств заинтересованных частных инвесторов на развитие железнодорожной инфраструктуры, а не как механизм конкуренции за грузоотправителя.
Александр Поликарпов также отметил, что в настоящее время в связи с ограничением финансовых ресурсов решаются скорее тактические цели развития железнодорожного транспорта и экономики России, а не стратегические. Это может привести к серьезным рискам в долгосрочной перспективе. К примеру, сдерживание железнодорожных тарифов в 90-е годы (в период стагнации экономики России) привело к тому, что в начале периода восстановления экономики (начало 2000-е годов) железные дороги не могли удовлетворить потребности промышленности по перевозке грузов, то есть сдерживали темы развития экономики России!
В заключение Александр Поликарпов указал, что решения в области тарифообразования на железнодорожном транспорте должны приниматься постепенно исходя из стратегических целей развития экономики страны. Так, ИПЕМ считает целесообразным увеличить долю невозвратного финансирования инфраструктурных проектов и уйти от практики финансирования развития железнодорожной отрасли через тарифные источники.