Совет руководителей объединений предпринимателей – членов ТПП РФ и председателей комитетов Палаты вместе с представителями Федеральной антимонопольной службы России обсудили на заседании ряд актуальных вопросов антимонопольного законодательства.
Тема нашего заседания – взаимодействие Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы России, сказал, открывая мероприятие, вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков; предстоит найти ответы на ряд вопросов, которые ставит перед нами нынешнее непростое время; это поможет в дальнейшей работе.
Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин напомнил, что ровно десять лет назад Палата и ФАС России подписали Соглашение о сотрудничестве. Он привел ряд цифр, имеющих отношение к теме заседания. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), в рейтинге Глобальной конкурентоспособности 2014-2015 гг. по индексу «Конкуренция» Россия находится на 119 месте (Казахстан на 69 месте, а, Армения на 63), по разделу «Конкуренция на внутреннем рынке» – 113 место (Казахстан занимает 50 место, Армения – 66). По рейтингу Международной конкурентной сети в РФ отмечена положительная динамика: наша страна заняла 17 место в мире среди 140 стран.
Проведенный Аналитическим центром при Правительстве РФ и ТПП РФ в марте 2014 года онлайн-опрос представил мнение бизнеса об общем состоянии конкуренции и конкурентной среды, главным образом на российских рынках. Уровень конкуренции в российской экономике в среднем составляет около 70 процентов. Наибольшая конкуренция в торговле, пищевой промышленности, в сфере услуг (в том числе финансовых) и в текстильном производстве. Умеренная конкуренция наблюдается в секторе сельского хозяйства, химии и нефтехимии, а также в металлургии.
Дмитрий Курочкин обозначил несколько направлений для дальнейшего диалога с Федеральной антимонопольной службой России.
Нужно продолжить работу по четвертому антимонопольному пакету. В целом концептуально поддерживаются новеллы, подготовленные ФАС России, в части запрета недобросовестной конкуренции. Но есть ряд замечаний, требующих обсуждения. К примеру, некоторые положения законопроекта вступают в противоречие с отдельными положениями части 4 Гражданского кодекса РФ и международных правовых актов, в частности, Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
С января этого года работа губернаторов оценивается по новому критерию – содействие развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. Главы субъектов должны сформировать коллегиальный орган для рассмотрения вопросов развития конкуренции, утвердить перечень приоритетных и социально значимых рынков с учетом специфики развития экономики в регионе, определить системные и отраслевые показатели развития конкуренции, разработать «дорожную карту» по содействию развитию конкуренции в регионе, осуществлять мониторинг конкурентной среды и оценку результатов деятельности органов власти. Было бы целесообразным, чтобы предпринимательские объединения сориентировали своих коллег на местах на взаимодействие с территориальными палатами в рамках работы по мониторингу динамики изменения уровня конкуренции в регионах.
Продолжается работа по мониторингу исполнения «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы. Одна из них - «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Союзам, ассоциациям и профильным комитетам целесообразно было бы сделать акцент в своей работе прежде всего на отраслевых рынках - с учетом необходимости мониторинга реализации дорожной карты.
Обеспечение участия малого бизнеса в закупках у госкомпаний и государственных и муниципальных закупках – это реальная возможность поддержать малые и средние предприятия и содействовать решению задачи импортозамещения. Поэтому, подчеркнул вице-президент ТПП РФ, крайне важно, чтобы антимонопольная служба в рамках своих полномочий по контролю в сфере закупок уделяла этому направлению повышенное внимание.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров рассказал о работе по четвертому антимонопольному пакету. Он подчеркнул, что некоторые вопросы, поднимавшиеся Советом руководителей объединений предпринимателей – членов ТПП РФ и председателей комитетов Палаты, уже решены, правомерные замечания учтены. ФАС продолжает работу по развитию конкурентной среды в стране и по совершенствованию правил соблюдения добросовестной конкуренции.
О поправках, предлагаемых ФАС России для включения в четвертый антимонопольный пакет, рассказал начальник Правового управления ФАС России Сергей Пузыревский. Так, предусмотрено усовершенствовать процесс рассмотрения дел и детализировать перечень форм недобросовестной конкуренции. Это должно способствовать развитию антимонопольного законодательства.
Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Демидова рассказала об изменениях норм закона о контрактной системе и законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (речь об участие малого и среднего бизнеса в закупках госкорпораций). Со второго полугодия 2015 года компании с оборотом более 10 млрд рублей смогут определять перечень товаров, работ и услуг на сумму менее 50 млн рублей, закупка которой должна выполняться у малого бизнеса. С 1 февраля 2016 года объем заказа у малого предпринимательства будут размещаться на официальном портале закупок. Все это позволит активизировать участие малого и среднего предпринимательства в госзакупках, подчеркнула Татьяна Демидова.
Участники мероприятия отметили положительные изменения норм закона о контрактной системе и законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, высказали ряд замечаний относительно изменений в антимонопольном законодательстве, обсудили пути развития в стране добросовестной конкуренции и наиболее актуальные направления взаимодействия ТПП РФ и ФАС России.
Пресс-служба ТПП РФ