
Летом 2025 года до полумиллиона подростков вышли на работу курьерами и сборщиками. Это уже не спонтанная подработка, а фактор, влияющий на устойчивость логистики последней мили.
Новый ресурс для старых задач
Сезонная нехватка линейного персонала в логистике последней мили традиционно решается за счёт временных рабочих, студентов и мигрантов. Однако в 2025 году к этим категориям прибавилась новая: подростки. По оценке «Infoline-Аналитики», в июле—августе 2025 года около 500 тыс. россиян в возрасте от 14 до 18 лет выйдут на работу курьерами и сборщиками заказов. Потенциально они способны закрыть до 100 тыс. смен в месяц — это эквивалент 3–5% всей отраслевой потребности в кадрах в период летнего пика.
Причина всплеска — не только высокий спрос со стороны ритейлеров, но и растущий интерес подростков к формату краткосрочной занятости. Поддерживает тренд и растущий рынок доставки: по данным Avito Подработка и «Купера», число откликов на вакансии курьеров удвоилось год к году (+104%), на вакансии сборщиков — выросло на 21%.
Как ритейл работает с несовершеннолетними
Наиболее активно формат используют крупные игроки онлайн-ритейла и продуктовых сетей. В X5 Digital (онлайн-направление Х5 Group) летом 2025 года работают около 3 тыс. подростков. В компании подчёркивают: условия оплаты для них те же, что и для взрослых. Количество рабочих часов ограничено Трудовым кодексом РФ:
-
до 5 часов в день для подростков 14–15 лет,
-
до 7 часов — для 16—18-летних,
-
не более 35 часов в неделю.
По данным «Купера», подростки зарабатывают:
-
до 3 тыс. руб. за смену — сборщики,
-
до 4 тыс. руб. — пешие курьеры,
-
до 5 тыс. руб. — велокурьеры.
Авито Подработка подтверждает рыночный диапазон: от 3 000 до 6 500 руб. за смену — в зависимости от формата и интенсивности.
Почему бизнесу это выгодно?
Спрос на подростковую подработку обусловлен не только сезонным дефицитом рабочей силы, но и экономикой затрат. Компании получают:
-
высокую гибкость занятости: подростки чаще выходят на смены по 4–6 часов, что закрывает «дырки» в расписании;
-
низкую текучесть в пиковый период: летом уровень отказов и прогулов в этой группе ниже, чем у взрослых временных работников;
-
быструю обучаемость: подростки быстрее адаптируются к простым задачам, особенно в зонах комплектации и выдачи заказов.
Кроме того, логистика последней мили становится точкой входа на рынок труда: первый опыт в доставке или комплектации заказов часто становится стартовой позицией для дальнейшей карьеры в ритейле или e-commerce.
Демография и ограничения: почему потенциал подростков ограничен
Несмотря на всплеск интереса, объем найма подростков имеет потолок. По данным hh.ru, доля приглашений соискателям 14–18 лет в первой половине 2025 года составила всего 2,7% от общего числа — это на 1,3 п.п. ниже, чем годом ранее. Причины:
-
Сокращение самой возрастной группы: поколение Z вступает в зрелость, а следующее поколение численно меньше;
-
Ограничения по Трудовому кодексу: семь часов в день — максимум, что может отработать подросток, без возможности ночных или сверхурочных смен;
-
Риски и ответственность: бизнесу важно строго соблюдать требования закона и обеспечить безопасность, особенно при использовании транспорта или работы на складе.
Перспективы: трансформация логистики последней мили
Рост подростковой занятости — не временный тренд, а индикатор структурных изменений:
-
Гибкая логистика требует гибкого персонала. Рост онлайн-торговли и форматов dark store требует дробления смен, а подростки в этом формате становятся органичной частью модели.
-
Локальная занятость — преимущество. Подростки чаще работают рядом с домом, что снижает транспортные издержки и повышает устойчивость логистики в спальных районах и регионах.
-
Возможность формирования кадрового резерва. Компании, выстроившие прозрачную и корректную модель найма несовершеннолетних, получают канал привлечения лояльных молодых кадров.
Летняя занятость подростков в доставке и комплектации заказов — не просто социальный феномен, а экономический инструмент. В условиях растущей конкуренции за кадры и ограниченного роста населения этот сегмент становится важной частью операционной устойчивости. Однако для масштабирования модели необходимо системное взаимодействие бизнеса, государства и образовательной сферы — от нормирования условий труда до организации наставничества и профориентации.