
Эффективная логистика — ключевой фактор успеха современных маркетплейсов. Быстрая и надежная доставка товаров от продавцов к покупателям напрямую влияет на лояльность клиентов. Например, если заказ приходит за 1–2 дня, вероятность повторной покупки возрастает в среднем на 15%.
Оптимизировать доставку помогает мультипоставка — решение, которое позволяет продавцам экономить на логистике и упрощает процесс отгрузки товаров на склады маркетплейса.
О том, как работает этот инструмент и как он влияет на оборачиваемость товаров, рассказывает старший менеджер продукта в Яндекс Маркете Алина Козина.
Что такое мультипоставка и кому она подходит
Мультипоставка упрощает процесс поставки. Для продавцов это возможность передавать товары в разные регионы одним действием, не создавая отдельные заявки и не планируя несколько поездок для отгрузки. Достаточно привезти упаковать продукцию и привезти ее за раз на склад или в ПВЗ, а распределением по регионам займется логистическая инфраструктура маркетплейса. Сейчас инструмент доступен для продавцов из более чем 700 городов и населенных пунктов по стране.
Такой подход помогает:
- снижать затраты на логистику — продавец тратит меньше ресурсов на доставку;
- экономить время сотрудников — одна заявка, один слот, один визит на склад;
- ускорять пополнение остатков на региональных складах — и, как следствие, сокращать срок доставки клиенту;
- повышать конверсию и растить продажи — за счет доступности товара в нужном регионе;
- участвовать в распродажах и акциях с готовыми остатками — мультипоставка обеспечивает товарное покрытие по всей стране.
Мультипоставка подойдет продавцам, которые работают по модели FBY (логистика с помощью маркетплейса) и хотят наращивать продажи в регионах, расширять географию.
Разберем на примере, как работает инструмент: у Алексея из Санкт-Петербурга есть бизнес по производству натуральной косметики. В этом регионе продажи идут успешно, и он хочет «дотянуться» до покупателей и в других регионах. В частности, Алексей видит, что есть спрос от жителей Екатеринбурга и Ростова, куда ему предстоит отправить коробки с продукцией. У предпринимателя есть 2 варианта, как это можно осуществить: сделать два отправления в каждый город или оформить мультипоставку, объединив поставки в один груз.
Чтобы сделать отдельные поставки на 2 склада необходимо:
- Оформить две отдельные заявки;
- Самостоятельно рассчитать, сколько товара и куда отправить исходя из продаж в регионе, где расположен склад;
- Выбирать два разных слота для отгрузки на склады;
- Привезти груз в два захода.
Чтобы сделать мультипоставку, необходимо:
- Выбрать товар для поставки
- Ознакомиться с предложенными Маркетом рекомендациями по распределению на склады;
- Оформить одну заявку, выбрать один слот для поставки;
- Привезти весь груз за раз — дальше маркетплейс распределит сам.
В итоге продавцу не надо самому считать, сколько и куда товара распределить, а также ловить окно под каждое направление отгрузки.
Как мультипоставка влияет на оборачиваемость
Оборачиваемость товара — среднее количество дней, за которые товары продаются со всех складов кластера. Чем меньше дней, тем лучше — значит, товары недолго задерживаются на полках. Показатель оборачиваемости может быть высоким и низким.
Высокая оборачиваемость означает, что товар хорошо покупают, бизнес быстро возвращает вложенные в продукцию деньги и может закупить следующую партию.
Низкая оборачиваемость означает, что продукция продается медленно, она замораживает деньги в складских запасах и бизнес не может закупить новую партию. Кроме того, в таком случае продавец может нести и дополнительные расходы за хранение такого товара.
Бывает, что товар расходится хорошо, но оборачиваемость остается низкой. Одной из причин может быть низкий спрос на товары в конкретном регионе при наличии больших запасов, привезенных ранее. В такой ситуации продавцу необходимо понять — может ли он добавить товары в региональные акции и тем самым ускорить их продажи или их выгоднее вывезти. А для того, чтобы предупреждать такие ситуации в будущем — поможет инструмент мультипоставки — в нем используются рекомендации, которые позволяют учитывать динамику продаж конкретного продавца в регионе за последние 30 дней и тем самым при формировании поставки будет предложено привести то количество, которого хватит на следующий месяц с небольшим запасом.
Таким образом инструмент помогает продавцам:
- Равномерно распределять товар между несколькими складами, что способствует более быстрой реализации продукции и повышению оборачиваемости.
- Снизить риск возникновения излишков на отдельных складах и уменьшить затраты на хранение нераспроданных товаров.
- Оперативно реагировать на изменения спроса в разных регионах и вовремя поставлять товар туда, где он наиболее востребован.
Чек-лист: как использовать мультипоставку
Мультипоставка может помочь продавцу улучшить логистику, повлиять на продажи и при этом сэкономить время и ресурсы. Вот список рекомендаций, по которым будет легко воспользоваться инструментом:
- Создавайте мультипоставку, чтобы разом отправить товары на все нужные склады
- Выбирайте для поставки ближайший склад или ПВЗ
- Поставляйте на несколько направлений. Если вы сделаете мультипоставку хотя бы на два направления, допустим, на Москву и Екатеринбург, то автоматически получите скидку 50% на стоимость транзита.
- Растите локальные продажи. Если поставить товар на региональный склад, например, в Ростове-на-Дону, локальные продажи в этом кластере могут вырасти — потому что вы сможете быстро доставлять заказы. Например, по данным Яндекс Маркета,новые продавцы на площадке с помощью мультипоставки практически догоняют по уровню локальности тех, кто торгует уже давно. Это происходит из-за того, что они сразу пробуют выходить в регионы и становятся ближе к покупателям
- Отправляйте турбо-товары. Это FBY-товары, которые хорошо продаются и не задерживаются на складах маркетплейса. Для них стоимость транзитной поставки будет 1 рубль — если она является частью мультипоставки.