Инновационная активность организации оценивается тремя основными характеристиками:
- наличием завершенных инноваций;
- степенью участия организации в разработке данных инноваций;
- выявлением основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.
(Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N 156.)
Инновационно активная организация - это организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т. е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N156.)
В отечественной статистической практике фактически к инновационно активным организациям относят организации, имевшие в отчетном периоде (годовом, а не трехлетнем) затраты на инновации вне зависимости от их размера, стадии инновационного процесса и уровня его завершенности (см.: Экономическое описание задачи электронной обработки данных по форме N 4-инновация.)
Организация, имевшая в течение последних трех лет завершенные инновации, указывает степень участия собственной или сторонних организаций в разработке данных инноваций (технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг или методов их производства (передачи), технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продукта). При этом в действующем статистическом наблюдении применяется следующая классификация степени участия: инновации разрабатывали: в основном, другие организации; данная организация совместно с другими организациями; в основном, данная организация. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N156.)
Под разработкой инноваций, в основном, другими (сторонними) организациями подразумевается выполнение для данной организации по контракту исследований и разработок научными организациями, вузами и т. п. при возможном минимальном участии данной организации, ограничивающимся преимущественно адаптацией разработок к конкретным условиям, либо приобретение новых технологий (технических достижений) путем технологического обмена (патентные и беспатентные лицензии). Разработка инновации организацией совместно с другими организациями предполагает осуществление инновационного процесса в значительной мере как самой организацией, так и сторонними соисполнителями.
При разработке инноваций, в основном, самой организацией возможно минимальное участие, преимущественно консультативного характера, отдельных организаций и физических лиц. Причинами отсутствия в организации инновационной деятельности в течение последних трех лет могут быть:
- отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций;
- отсутствие рыночного спроса;
другие факторы, препятствующие инновациям. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N156.)
Комментарий. Налицо определенное противоречие в практике отечественной статистики инноваций. С одной стороны, инновационно-активными организациями объявляются организации, имевшие в последние три года внедренные (завершенные) инновации, а с другой - к инновационно-активным относят все организации, показавшие в отчетном году наличие затрат на инновации.
На наш взгляд, инновационность организаций целесообразно определять с использованием двух показателей:
- инновационные организации - организации, имевшие в последние три года внедренные (завершенные) инновации, и
- инновационно-активные организации - организации, осуществлявшие в отчетном периоде (три года, год) инновационную деятельность вне зависимости от степени ее завершенности (критерий отнесения к этому типу организаций - наличие в отчетном периоде затрат на инновации). Кроме того, следует иметь в виду, что отчетный период в Руководстве Фраскати - три года. Поэтому для международной сопоставимости показатели, характеризующие инновационные организации, должны охватывать трехлетний период деятельности организации (а не преимущественно годичный, как сейчас)
Факторы препятствующие инновациям, могут быть причинами как общей инновационной бездеятельности организации, так и сдерживания или преждевременного завершения конкретных инновационных проектов. Эти факторы классифицируются следующим образом.
Экономические факторы:
- недостаток собственных денежных средств
- недостаток финансовой поддержки со стороны государства
- низкий платежеспособный спрос на новые продукты
- высокая стоимость нововведений
- высокий экономический риск
- длительные сроки окупаемости нововведений.
Производственные факторы:
- низкий инновационный потенциал организации
- недостаток квалифицированного персонала
- недостаток информации о новых технологиях
- недостаток информации о рынках сбыта
- невосприимчивость организаций к нововведениям
- недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями.
Другие факторы:
- низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (услуги)
- недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность
- неопределенность сроков инновационного процесса
- неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические информационные, юридические, банковские, прочие услуги)
- неразвитость рынка технологий.
Перечисленные факторы, препятствующие инновациям, замедлявшие инновационные процессы в организации (в течение последних трех лет) оцениваются в зависимости от значимости для организации той или иной причины: незначительный или малосущественный; значительный; основной или решающий.
Также весьма важна информация о количестве инновационных проектов, для которых указанные факторы послужили реальным препятствием на пути их реализации в течение последних трех лет. Показывается количество инновационных проектов, которые были в связи с этим:
- серьезно задержаны
- были начаты, но на какой-то промежуточной стадии остановлены (прекращены)
- даже не были начаты.
(Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N 156.)
Совместные проекты по выполнению исследований и разработок, прочих видов инновационной деятельности
Одной из задач статистического наблюдения за инновациями является определение наличия кооперационных связей, сотрудничества организации, осуществляющей инновационную деятельность в сфере исследований и разработок, прочих ее видах с другими организациями за отчетный год, независимо от того, выступает организация заказчиком или исполнителем соответствующих работ, услуг.
Собираются данные о количестве совместных проектов по выполнению исследований и разработок, в том числе по государственным научно-техническим, федеральным целевым и международным программам, стимулирующим научно-исследовательскую и инновационную деятельность. При этом совместные проекты распределяются в соответствии с месторасположением партнеров по сотрудничеству:
- Россия
- страны СНГ и Восточной Европы
- страны - члены Европейского Союза
- США и Канада
- Япония
- другие страны.
Совместные проекты распределяются также по типам партнеров:
- предприятия в составе группы (объединения, товарищества, общества), в которую входит организация
- потребители продукции (работ, услуг)
- поставщики оборудования, материалов, комплектующих, программных средств
- конкуренты в отрасли
- консалтинговые, информационные фирмы
- научные организации
- университеты или другие высшие учебные заведения.
Принято оценивать уровень активности участия в совместных научно-исследовательских проектах партнеров по кооперации по следующей шкале:
- кооперация отсутствует
- низкий уровень кооперации
- высокий уровень кооперации.
(Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N156.)
Жизненный цикл продукции - период, в течение которого осуществлялось производство этой продукции до момента ее замены, то есть до начала выпуска новой либо значительно модифицированной продукции (как инновационной, так и неинновационной). Жизненный цикл указывается в количестве полных лет. Например, если продукция выпускалась два года и три месяца, то указывается три года, а если продукция выпускалась пять или семь месяцев, то указывается один год. В случае, если продукция не подвергалась изменениям или модификации, указывается общая продолжительность с начала ее выпуска до отчетного периода. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 N 156.)
Инновационный цикл - периодически повторяющийся процесс последовательного создания инновационных продуктов - от выявления новой потребности и порождения идеи (концепции) до ее практического воплощения (внедрения) и сбыта на рынке в рамках единого хозяйствующего субъекта или в рамках совокупности организаций, объединенных устойчивыми хозяйственными связями, и постоянно воспроизводящий инновационную инфраструктуру. (Приложение к проекту "Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу".)
Комментарий. Определение инновационного цикла в приложении к проекту "Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" нуждается в доработке, поскольку весьма сомнительно относить к инновационному циклу процесс постоянного воспроизводства инновационной инфраструктуры. Кроме того, нужно ли понятие "инновационный цикл" вообще? В трактовке приложения к проекту "Основ..." это определение по существу относится к инновационной деятельности на уровне организации.
Продолжение Европейский опыт измерения инновационной активности