Выбирая программу обучения важно быть уверенным в достижении своих целей – формирование качественных профессиональных компетенций и подтверждение своего статуса, а не потратить деньги и, что еще более важно, время в пустую.
Как добиться максимального результата и не допустить ошибок в выборе программ дополнительного профессионального образования в области логистики? Пять основных рекомендаций, которые помогут Вам в этом.
Рекомендация № 1. Определите цель, которую Вы ставите перед обучением и в соответствии с целью направление и формат обучения. Например, для профессионалов с большим опытом работы это может быть систематизация имеющихся знаний и получение новых (каждый год значительно обновляются методы и технологии, используемые в логистике – изменения нужно отслеживать и иметь в своем «арсенале» решений), подтверждение компетенций престижным документом об обучении и квалификации; для новичков – формирование базовых знаний, практических умений и навыков работы с основными системами, методами и инструментами логистики. В каждом из указанных случаев необходимо подобрать соответствующий уровень программы обучения (курсов или семинаров по логистике).
Иногда уже состоявшемуся специалисту в сжатые сроки нужно сформировать компетенции в новой области – например, перед руководителем отдела логистики встает задача о внедрении WMS(система управления складом), которой ранее не было не только на складе, но и в портфолио руководителя. В данной ситуации за короткий период времени в формате семинара или мастер-класса можно получить достаточный объем знаний о «подводных камнях» выбора и внедрения WMS, что позволит существенно снизить риск ошибок в своей компании.
Поставленная цель обучения позволит определить формат необходимой программы: тренинг, семинар, курс повышения квалификации, стажировка, программа профессиональной переподготовки (аналог второго высшего образования) или МВА.
Кроме того, важно, чтобы содержание программы, соответствовало Вашим задачам. Определить это возможно тщательно изучив программу курса вплоть до программы каждого занятия. Сегодня реализуются как специализированные программы по функциональным областям логистики – транспорт, склад, закупки, запасы, так и программы направленные на межфункциональную координацию, организацию логистических процессов и управление цепями поставок.
Рекомендация № 2.Выберите организацию, в которой Вы пройдете обучение.
Сегодня программы обучения в области логистики проводят более 200 организаций и большинство из них не являются специализированными, реализуя программы обучения по широкому кругу направлений от бухгалтерского учета, дизайна, маркетинга до медицинских направлений и пр., добавляя в список программ и логистику, как востребованное направление. Уровень качества таких программ, как правило, крайне низкий: организаторы, не являясь специалистами в логистике приглашают преподавателей с недостаточным опытом или отсутствием его. Важно, чтобы обучающая организация работала в моно направлении – специализировалась только на логистике или имело в своем составе мощное подразделение, занимающееся этим направлением. В этом случае высока вероятность того, что организация сформировала как фундаментальную базу знаний, так и может обучать передовым методам и технологиям, а преподаватели проходят жесткий отбор на протяжении многих лет.
Дополнительные критерии для выбора учебного центра: учебные программы должны быть максимально открыты для потенциальных слушателей, Вы должны видеть не только перечень занятий, но и программу каждого; обратите внимание в какой форме проходят занятия – для эффективного обучения не менее 50% занятий курса должны проходить в практическом формате (деловые игры, кейсы, симуляторы, расчетные работы), это должны быть решения мирового уровня, доказавшие свою состоятельность во многих компаниях в России и за рубежом. Только такие курсы по логистике являются высокоэффективными.
Обратите внимание на материальную базу образовательной организации если кроме проектора, компьютера и столов в учебном процессе ничего не задействовано, это показатель поверхностного подхода к организации обучения, а, следовательно, не эффективности учебного процесса. Решение логистических задач, связанных с развитием компании, оперативным управлением или оптимизацией процессов, невозможно без использования специализированных систем управления (SCM, WMS, TMS и др.), а создание логистической инфраструктуры без применения современных технологий грузообработки, хранения, транспортировки. Крайне важной является возможность во время обучения приобретать опыт работы с такими системами и технологиями.
Рекомендация № 3. Тщательно ознакомтесь с резюме преподавателей и консультантов, ведущих программу обучения.
Достаточно часто обучение проводят «практики», имеющие опыт работы в 3 – 4 небольших организациях, что совершенно не достаточно для того, чтобы передавать опыт внедрения логистических решений большому кругу специалистов-участников программы обучения из различных отраслей. При этом «практики» также могут быть разными – хороший логист или управленец, имеющий успешный опыт организационной и внедренческой работы, не всегда способен ясно и эффективно донести знания до аудитории - мешает косноязычность, отсутствие опыта публичных выступлений и преподавания. В ситуации, когда программу обучения ведет «академический» преподаватель, в лучшем случае с опытом работы на «производстве» в далеком прошлом, также будет негативный результат. Идеальный портрет преподавателя/консультанта должен включать в себя обширный и непрерывающийся опыт работы в логистике в различных отраслях, обязательный опыт преподавания в бизнес-программах, а не у студентов, участие в профессиональных бизнес-конференциях. Кроме того, у такого преподавателя как правило есть набор статей по направлениям, в которых он специализируется и проводит занятия. Постарайтесь найти одну-две статьи (обычно доступны в интернете) и прочитав хотя бы часть у Вас будет представление об уровне преподавания и эффективности методов изложения. Резюме преподавателей Вы всегда найдете в интересующей Вас учебной программе, если их нет, это первый признак того, что выбрав эту программу Вы рискуете получить негативный результат.
Рекомендация № 4. Изучите отзывы слушателей Ваших предшественников.
Отзывы есть почти на каждом сайте любого учебного центра и если Вы посмотрите на них внимательно, то увидите, что некоторые организации тиражируют их сами, положительно рассказывая о себе – в таком случае риск негативного результата максимально высок. Учебные центры с качественными продуктами кропотливо собирают отзывы от каждого слушателя, по каждой программе в течение многих лет. Тысячи таких отзывов не подделать, а наличие многочисленных видеоотзывов позволит удостовериться в их действительности. Кроме того, Вы можете запросить у учебного центра контакты нескольких выпускников, у которых по телефону или электронной почте Вы сможете уточнить вопросы, связанные с качеством обучения. Выпускники качественных программ и крупных учебных центров-лидеров отрасли гордятся своей almamater и поделятся своим мнением.
Рекомендация № 5. Подтверждение Вашей квалификации и пройденного обучения.
Образовательные организации с высокой репутацией известны крупным компаниям-работодателям, а выдаваемые ими документы об образовании и квалификации, высоко котируются. Меняя место работы Вы можете увидеть, что руководство новой компании-работодателя проходило обучение в том же учебном центре, что и Вы, что существенно повышает уровень доверия к Вашим компетенциям. Учебные центры с высокой репутацией не только передают качественные знания и навыки на курсах по логистике, но и в процессе обучения (и по итогам) тщательно проверяют соответствие Ваших компетенций квалификационным требованиям. Пройдя этот этап Вы также как и предшественники не только достигнете поставленной цели в обучении, но и будете гордиться принадлежностью к сообществу выпускников учебного центра лидера в области логистики.
Сегодня Учебным центром Координационного совета по логистике осуществляется подготовка по 15 программам повышения квалификации дифференцированной специализации и формам обучения (дневное, вечернее, очно-заочное, дистанционное), по программам дополнительного профессионального образования и MBA. Обучение логистике проводится также по профессиональным краткосрочным программам: практические семинары, мастер-классы, зарубежные тренинги и стажировки. Каждая программа разработана на основе анализа задач и проблем торговых, производственных и логистических компаний, а также требований к подготовке кадров ведущих европейских университетов.