В наше время логистика является неотъемлемой частью многих видов бизнеса. Однако, несмотря на важность профессии, нельзя сказать, что она популярна в России — в отличие, к примеру, от Финляндии, где отраслевые профессии пользуются успехом.
Общий уровень подготовки кадров логистической отрасли в России ежегодно падает. Вузы продолжают давать теоретические знания, не уделяя должного внимания практике, из-за чего многие компании вынуждены самостоятельно наращивать компетенции молодых специалистов. Бизнес сильно опережает профессиональную подготовку студентов, а времени на обучение новых сотрудников нет: компании нужен готовый специалист, способный быстро выполнить поставленную перед ним задачу. Все сложнее находить специалистов среднего звена с техническими знаниями. Количество учебных заведений среднего профессионального образования стремительно сокращается.
В России специальность логиста определена нечетко. Преподавание в учебных заведениях основано на базе общих знаний и не затрагивает аспекты и различные ответвления специализации.
Практические занятия требуют сотрудничества с компаниями. Некоторые предприятия на территории России уже используют сотрудничество с вузами, предлагая студентам производственную практику или стажировку с перспективами дальнейшего трудоустройства. Такое взаимодействие дает студентам возможность понять логистику с теоретической и практической стороны, применяя знания уже непосредственно в работе, и помогает самим компаниям взрастить хороших специалистов для рынка труда, чтобы не тратить время на переучивание сотрудников без опыта работы.
Если же говорить о Финляндии, то общий уровень логистического образования в стране достаточно высок. Дисциплинам по логистике можно учиться в 14 специализированных университетах и университетах прикладных наук, профессионально-технических училищах и даже в финской армии. В отличие от России все выпускники финских университетов без проблем находят место работы. Финское образование дает необходимые знания для работы менеджерами в разных отраслях промышленности: в производстве, логистике, транспорте, коммунальных услугах. Учебная программа обеспечивает студентов всесторонними знаниями в области планирования, разработки и управления всех основных этапов поставки: закупка, транспорт и логистика, обработка, хранение, распределение по внутренней и внешней логистике, а также организационная теория, маркетинг и универсальные навыки управления качеством. Целью обучения является предоставление рынку достаточного количества квалифицированных рабочих с высоким уровнем образования. Современные методы обучения позволяют студентам в дальнейшем быть задействованными в международных проектах по транспортным и складским услугам, а также в работе по авиаперевозкам.
Получить логистическое образование могут как студенты, так и старшеклассники. К примеру, учебные программы Экономического информационного бюро делают акцент на обучении именно молодого населения. В гимназии Kuusankoski в городе Коувола курсы для логистов откроются в августе 2013 года. Город находится совсем недалеко от российской границы и от порта Котка. Такое расположение способствовало включению в изучение особенностей российской логистики и компаний-перевозчиков, которые работают в области Коуволы.
Есть предположение, что в будущем страна все же столкнется с проблемой нехватки квалифицированных кадров, как это происходит в России. Сложности могут быть связаны со старением профессии, недостаточным количеством молодых профессионалов. Трудности могут возникнуть также из-за очередных ограничений для профессиональных водителей. Так, в соответствии с новой директивой Европейского союза профессиональные водители автобусов, экипажей и грузовиков должны обладать свидетельством профессиональной компетенции водителя (Driver CPC) помимо обычных прав соответствующей категории.
По данным за ноябрь 2012 года, в России в транспортных вузах учится около 420 тыс. человек, что составляет 0,3% общего населения страны. В Финляндии каждый год выпускается около 1,2 тыс. высококвалифицированных специалистов в области логистики — это примерно 0,02% общего населения. Несмотря на численное преимущество, разница в процентном отношении невелика. Но можно ли сравнивать качество? Россия, занимающая двадцатое место в рейтинге систем образования, все же уступает Финляндии, находящейся на первом месте. Нашей стране не хватает победы над принципами так называемой престижности. В большинстве европейских стран нет принципиальной разницы, какую квалификацию выбирает человек. Любая профессия важна для страны. В России же отраслевые университеты не получают должной поддержки даже со стороны государства. Так или иначе, проблема нехватки кадров в транспортном секторе, которая только предполагается в Финляндии в будущем, на протяжении многих лет остается актуальной для России.
Автор статьи: Ольга Боровикова, руководитель направления производственного обучения, Itella.
23.05.2013
Источник: РБК daily