Согласно опросу арендаторов и собственников офисной недвижимости, проведенному ведущей международной консалтинговой компанией в области недвижимости CBRE, 62% респондентов заявили о планах по сокращению расходов на аренду офисного помещения в текущих рыночных условиях.
Наиболее популярным способом сокращения расходов стал пересмотр ставки аренды по текущему договору аренды. Согласно исследованию CBRE, в I квартале 2015 года объем сделок продления и пересмотра условий составил 85 000 кв. м, из которых объем сделок по пересмотру коммерческих условий составил 55 000 кв. м).
Сокращение расходов на офис
Источник: CBRE
На вопрос, какие факторы могут мотивировать арендатора на переезд в новый офис и на какие уступки готовы пойти девелоперы, были получены, прямо противоположные ответы. Арендаторы с наибольшим интересом рассмотрели бы ставку аренды, номинированную в рублях, менее охотно – увеличение срока арендных каникул и отделку помещения за счет арендодателя. Девелоперы же предпочитают инвестировать в отделку помещения для арендатора и увеличение срока арендных каникул. Наиболее нежелательный вариант для девелопера – номинирование ставки аренды в рублях.
Что важнее для арендатора, и на какие условия готовы пойти девелоперы для нового арендатора
Источник:CBRE
Традиционно важнейшими факторами при выборе офисного помещения принято считать местоположение и транспортную доступность. Арендаторы, принимавшие участие в опросе, практически полностью удовлетворены своим настоящим офисом, а при наличии хорошего местоположения, важным фактором улучшения офиса, является качество управляющей компании, обеспеченность инфраструктурой, а также планировка офиса.
Мнения респондентов опроса совпали по ожиданиям по составу сопутствующей инфраструктуры. Наличие корпоративной столовой, кафе и ресторанов было признано наиболее важным составляющим, далее следуют банковские услуги, а магазины и фитнес-центр оказались менее важными.
Куда пойти
Источник: CBRE
Результаты опроса CBRE показали, что наличие эффективного парковочного коэффициента остается важным для арендаторов, сотрудники не готовы отказаться от личного авто в пользу общественного транспорта. При этом из опроса следует, что личным автомобилем пользуются в среднем всего лишь 20-30% сотрудников.
Основная часть опрошенных арендаторов не готова к переводу сотрудников на удаленный доступ ради сокращения расходов на аренду офисного помещения. Также арендаторы не готовы и к применению концепции “desk-sharing” (рабочее место, которое не закреплено за определенным сотрудником и может быть использовано любым сотрудником), положительно высказались лишь 36% опрошенных компаний.
Консолидация интересна практически половине респондентов и при выборе места для нового офиса в таком случае предпочтительно зона между ТТК, но в пределах МКАД или в пределах ТТК.
По результатам опроса, наличие зеленого сертификата у офисного здания имеет значение лишь для 13% арендаторов.
Неоднозначно отношение арендаторов и девелоперов к ММДЦ Москва-Сити. Большая часть арендаторов считает, что окончательный статус делового района Москва-Сити приобретет через 3-4 года, к моменту полного завершения строительства всего комплекса.
Девелоперы более позитивно оценивают Москва-Сити и в большинстве считают его уже сложившимся деловым районом.
Елена Денисова, директор отдела офисных помещений CBRE в России:
«Результаты нашего опроса подтвердили очевидные факты: бюджет, как и прежде, является основополагающим фактором при принятии решения об аренде нового офисного помещения. Неожиданным оказался ответ большинства арендаторов о том, что они полностью удовлетворены своим офисом, включая транспортную доступность и местоположение, тогда как качество управления, эффективность планировки и инфраструктура объекта вышли на первый план в рейтинге наиболее важных факторов.
Интересные выводы были сделаны респондентами в отношении Москва-Сити. Cложившийся за более чем 20 лет имидж Москва-Сити, как большой строительной площадки с неразвитой инфраструктурой и транспортным сообщением, сохраняется в восприятии делового центра у большинства арендаторов до сих пор, несмотря на наличие трех станций метро и крупного торгового центра АФИ Молл в дополнение к насыщенной инфраструктуре каждого объекта в отдельности. Постоянная работа над улучшением имиджевой составляющей Москва-Сити позволит ускорить рост интереса и доверия арендаторов к деловому центру».
Об исследовании
Компания CBRE провела опрос среди 60 компаний-арендаторов, чтобы выяснить, что важно для арендаторов и собственников, и что они думают о рынке. Из 60 компаний, принявших участие в данном опросе, были 32 международные компании и 28 российских. Общая занимаемая площадь данных компаний составляет более 150 000 кв. м, из которых 66% относится к сегменту класса А, 34% - к сегменту класса В. Значительная часть респондентов – это представители таких отраслей, как консалтинг, ТНП, торговые сети, строительство, финансы, фарма, IT/Телеком.