Практически все участники опроса, проведенного в рамках VIII ежегодной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», отметили наличие дефицита грузовых вагонов при погрузке на железнодорожном транспорте, а текущие ставки операторов назвали критическим для ведения бизнеса.
Опрос проводился Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) совместно с ИС «Промышленные грузы».
В анкетировании приняли участие 26 представителей сферы грузовых железнодорожных перевозок, в том числе операторы подвижного состава (37% ответов), грузоотправители (15%), логистические компании (19%).
95% опрошенных указали, что ощущают дефицит грузовых вагонов при погрузке на железнодорожном транспорте. При этом большинство респондентов отмечает наличие дефицита полувагонов (46% ответов), зерновозов (26%) и платформ (14%). Дополнительно 58% участников анкетирования указали, что дефицит вагонов оказывает влияние на выбор вида транспорта для перевозки груза.
67% респондентов отметили, что существует необходимость изменения нормативно-правовой базы в сфере железнодорожных перевозок, однако в изменении принципов принятия решений по установлению скидок и наценок в рамках тарифного коридора ОАО «РЖД» целесообразность видят только 53% опрошенных, в изменении удобства пользования тарифной системы (в т.ч. Прейскурантом № 10-01) – 47%.
Касательно индексации тарифа ОАО «РЖД» на 2018-й год 53% опрошенных назвали в качестве приемлемого уровень индексации не более 4%, 21% опрошенных – уровень индексации в пределах 4-6%. При этом 44% респондентов считают «критической» индексацию тарифа ОАО «РЖД» в пределах 5-10%, а 33% респондентов таковой считаю индексацию на уровне 10-15%.
Относительно ставок операторов подвижного состава 90% участников анкетирования назвали экономически необходимым уровнем ставок не менее 800 руб./сутки, 67% - не менее 1000 руб. Также 71% респондентов назвали «критическим» увеличение ставок операторов на уровне до +20% по отношению к Прейскуранту № 10-01, 29% респондентов - свыше +20%. По оценкам ИПЕМ, уже на протяжении нескольких месяцев ставки операторов стабильно превышают рубеж +20% к Прейскуранту № 10-01, а в ряде случаев достигают и границы в +40%.