Эксперты ГК TELS подвели предварительные итоги 2017 года и обобщили прогнозы разных финансовых институтов относительно дальнейшего развития рынка РФ. Что ждет участников международного логистического рынка России в 2018 году?
2017-й – выше ожиданий
Итоги 2017 года для российской экономики и ее международной торговли оказались выше изначальных прогнозов. Первое полугодие прошлого года показало бурный рост. Во втором полугодии этот тренд значительно замедлился по сравнению с первым полугодием, и некоторые эксперты стали даже применять термин «стагнация». Но в сравнении сопоставимых периодов 2016-17 гг. динамика все равно достаточно высокая.
В июле эксперты Международного Валютного Фонда повысили свои прогнозы относительно роста ВВП России в 2017 году с 1,1% до 1,4%. В сентябре рейтинговые агентства Standard & Poor's и Fitch также увеличили свои ожидания относительно роста российской экономики в 2017 году до 1,8% и 2% соответственно.
Точные итоги 2017 года еще не посчитаны. Минэкономразвития РФ прогнозирует рост ВВП в прошедшем году в диапазоне от 1,4 до 1,8%, Всемирный банк называет цифру на уровне 1,7%.
Международный логистический рынок России впервые после периода падения, начавшегося в 2014 году, в 2017 году продемонстрировал ярко выраженное оживление. По предварительным данным таможенной статистики, в 2017 году импорт товаров из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 202 283,5 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 24,3%.
По данным Ассоциация морских торговых портов РФ, контейнерооборот портов России в 2017-м по сравнению с 2016 годом увеличился на 15,5% (до 4,62 млн. TEU), оборот в тоннах вырос на 13% (до 48,265 млн. т).
По сети ОАО "РЖД" в 2017 году перевезено на 18,9% больше контейнеров, чем в 2016 году (3,90 млн. TEU). Из них: в транзитном сообщении загрузка увеличилась на 59,2%, в экспортном – 20,1%, в импортном – 33,2%.
Статистическое управление Европейского союза (Eurostat) пока не выдало предварительных данных за весь 2017 год, но за 11 месяцев 2017 года рынок автомобильных перевозок из Евросоюза в Российскую Федерацию по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличился в физическом выражении на 14,2% (до 9983 тыс. т). Экспорт на автотранспорте из России в ЕС в физическом выражении остался на уровне 2016 года, но это произошло, в первую очередь, по причине сокращения перевозок углеводородного сырья, при этом увеличились перевозки более дорогих товаров.
Что прогнозируют на 2018 год?
В отношении 2018 года мнения большинства экспертов сходятся на том, что такого же роста, какой был прошлом году, ожидать не стоит. Всё будет спокойнее.
Текущие прогнозы ВВП РФ на 2018 год:
- Минэкономразвития РФ – 0,9%;
- РАНХиГС – 0,8% (в 2019 г. – 1,5%);
- Еврокомиссия – 1,1%;
- Standart & Poor’s – 1,4%;
- Всемирный банк – 1,7% (при средней цене на нефть около 59 долларов за барель).
- эксперты ООН - 1,9%.
Цена на нефть – один из ключевых факторов влияния на развитие экономики РФ. В 2017 году экономический рост в России был в значительной степени поддержан увеличением цен на нефть благодаря подписанному в ноябре 2016 года соглашению ОПЕК+. В 2018 году ожидается пролонгация этого соглашения, и тогда цены на нефть удержаться на уровне около 60 долларов за барель. Эксперты Bloomberg и EIA предполагают ценовой уровень немного выше 55 долларов за баррель из-за увеличивающейся добычи сланцевой нефти в США.
Прогнозы развития рынка логистики России в 2018-20 гг.
По данным M. A. Research, среднегодовые темпы роста российского рынка транспортно-логистических услуг за период 2017–2020 гг. могут составить 7,5%. Наиболее высокая динамика будет наблюдаться в сегменте транспортных услуг – примерно 7,7%. По мнению экспертов агентства, рост логистического рынка будет поддержан повышением спроса со стороны грузообразующих отраслей, в основном, в сфере промышленного производства и строительства, а также восстановлением базы импортных грузоперевозок.
Международный валютный фонд прогнозирует прирост импортных грузов в Российскую Федерацию в 2018 году на уровне 3,1% (в 2017-м прогноз составлял 6,9%), а полную компенсацию объемов, которые рынок грузоперевозок России потерял в 2015 году, эксперты МВФ ожидают к 2022 году.
По прогнозам аналитиков ГК TELS, если ориентироваться на закономерности 10-летнего графика колебаний рынка автомобильных грузоперевозок, объем импортных автотранспортных перевозок из ЕС в РФ восстановится до уровня 2013 года к 2020 году.
Упрощение работы на рынке логистики РФ
2018 год уже принес целый ряд законодательных нововведений, призванных упростить работу операторам международного логистического рынка России.
Вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который не только унифицирует таможенной законодательство стран-участниц ЕАЭС, но и значительно упрощает многие процедуры таможенного оформления. Эксперты-практики рынка пока осторожно комментируют ожидаемые эффекты от этого события. Резких положительных изменений с началом действия нового ТК не ожидается, но по мере реализации прописанных в кодексе правил работа участников ВЭД должна значительно упроститься.
Основные изменения в процедурах таможенного оформления по новому ТК ЕАЭС:
- декларировать товар теперь можно электронным способом через Интернет, процедура может проходить автоматически, без участия таможенного инспектора;
- все решения сможет принимать информационная система таможенного органа, а не должностное лицо;
- участник ВЭД во многих случаях будет иметь право распоряжаться ввезенным товаром до завершения проверки документов;
- сроки выпуска товаров сокращаются до четырех часов (если не сработают «профили риска»).
- разрешается не представлять контролирующим органам сведения, которые уже есть в их информационной системе; проверка таможенниками, транспортниками, фитосанитарами, ветеринарами и пр. может осуществляться одновременно.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) упрощается организация таможенного транзита. «Росавтодор» сокращает сроки согласования маршрутов движения крупногабаритных и тяжеловесных грузов до 1 дня, услуга предоставляется в электронном виде. Министерство транспорта отменяет с 2018 года весенние ограничения на движение грузового транспорта по дорогам РФ.
***
В целом, общие ожидания участников логистического рынка в отношении 2018 года можно оценить как «сдержанный оптимизм». Рост объемов перевозок останется в уверенном положительном тренде, хотя, вероятно, несколько замедлится по сравнению с динамикой 2017 года.
Правда, как показывает новейшая история, все экономические прогнозы могут быть отменены политическими событиями на мировой арене. В текущей международной обстановке этот риск пока остается высоким.
Департамент маркетинга ГК TELS