Транспортная группа FESCO («Группа» или «FESCO») публикует консолидированные неаудированные финансовые результаты по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за девять месяцев, завершившихся 30 сентября 2016 года.
Макроэкономическая ситуация находится под влиянием сохраняющейся волатильности курсов валют и медленного восстановления спроса и по-прежнему остается неблагоприятной. При этом в течение последних месяцев российский рынок транспортных услуг демонстрирует признаки восстановления, в то же время на нем сохраняются признаки нестабильности.
В течение девяти месяцев 2016 г. на транспортном рынке Дальнего Востока наблюдалась смешанная динамика. Контейнерооборот портов Дальнего Востока снизился на 6,8%, объемы международных морских контейнерных перевозок сократились на 1,4%, железнодорожные контейнерные перевозки по маршруту Восток-Запад-Восток снизились на 2,9%. При этом, объем перевалки генеральных и неконтейнерных грузов вырос на 5,9% по сравнению с 9 месяцами 2015 года.
С учетом рыночной ситуации FESCO сосредоточила свои усилия на развитии основного бизнеса, повышении операционной эффективности и контроле над издержками:
- В рамках реализации стратегии расширения географии присутствия, а также в соответствии с потребностями клиентов, Группа запустила регулярный контейнерный поезд из Владивостока в Минск, FESCO Minsk Shuttle.
- В сентябре, в рамках Восточного экономического форума, Группа подписала соглашения с Российским экспортным центром и Российско-Сингапурским Деловым Советом. Данные соглашения предполагают разработку эффективных логистических решений, которые позволят российским компаниям-экспортерам расширить свое присутствие на внешних рынках.
- В 3 квартале 2016 г. FESCO и группа компаний «Русагро» подписали соглашение о намерениях, в рамках которого планируют внедрить во Владивостокском морском торговом порту современные технологии перевалки экспортной сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, в рамках продолжающегося процесса реструктуризации долга Группа вступила в переговоры с держателями облигаций. В ходе переговоров FESCO представила основные параметры предложения по реструктуризации долга. Несмотря на то, что взаимоприемлемые договоренности не были достигнуты, Группа продолжит взаимодействие с консультантами держателей облигаций с целью согласования приемлемых для всех условий реструктуризации.
Финансовые результаты за девять месяцев 2016 г.
- Консолидированная выручка снизилась на 27,1% год к году до $396,4 млн в связи со снижением финансового результата Бункеровочного дивизиона, выручка которого за указанный период сократилась на 84,9%.
- Выручка, за исключением Бункеровчного дивизиона, снизилась на 15,2%, в основном за счет общего падения спроса и объемов транспортировки.
- Показатель EBITDA снизился на 27,8% год к году до $63,9 млн в связи со снижением объемов транспортировки и средних ставок фрахта.
- Рентабельность по EBITDA сократилась незначительно с 16,3% до 16,1%. Благодаря мерам по оптимизации и контролю над издержками, в 3 квартале 2016 г. Группа повысила рентабельность по EBITDA c 15,3% в первом полугодии текущего года до 16,1% по результатам девяти месяцев 2016г.
- Объем капитальных затрат составил $15,1 млн против $14,7 млн за аналогичный период прошлого года, что соответствует уровню, необходимому для поддержания текущей деятельности без ущерба для безопасности и качества услуг.
Финансовые результаты Группы
млн долл. США За 9 месяцев
2016г.
За 9 месяцев 2015г.
и_
Выручка 396,4
543,5
-27,1%
Выручка за исключением 5 Бункеровочного дивизиона '
463,0
-15,2%
Прибыль от операционной деятельности 39,7
60,3
-34,2%
EBITDA 63,9
88,5
-27,8%
Рентабельность по EBITDA 16,1%
16,3%
-0,2pp
Капитальные затраты 15,1
14,7
+2,7%
Сопоставление показателя EBITDA и показателя прибыли от операционной деятельности
млн долл. США
За 9 месяцев 2016г.
За 9 месяцев 2015г.
Прибыль от операционной деятельности
39,7
60,3
Амортизация
29,4
35,3
Обесценение (убытки)/ выбытие основных средств (нетто)
Прочие доходы и расходы (нетто в части убытка от реализации основных средств)
-5,5
-9,5
Единовременные расходы
0,3
2,4
EBITDA
63,9
88,5
Результаты по дивизионам за девять месяцев 2016 г. Портовый дивизион
- Объем перевалки контейнеров Группы снизился на 9,5% год к году до 234,6 тыс. TEU, что обусловлено негативными рыночными тенденциями.
- Объем перевалки генеральных и неконтейнерных грузов Портового дивизиона вырос на 17,6% до 1 806 тыс. тонн. По результатам девяти месяцев 2016 г. перевалка черных металлов, на долю которых приходилось 47% общего объема обработанных генеральных грузов, выросла более чем на 80%.
- Выручка Портового дивизиона сократилась на 12,6% год к году до $77,8 млн вследствие снижения объемов перевалки контейнеров.
- EBITDA снизилась на 20,1% год к году до $38,5 млн в результате изменения соотношения контейнерных и генеральных грузов в структуре грузооборота. Исторически тарифы на транспортировку генеральных грузов значительно ниже тарифов на транспортировку контейнеризированных грузов. В результате рентабельность по EBITDA снизилась на 4,7 п.п. до 49,5%.
Железнодорожный дивизион
- Объем железнодорожных контейнерных перевозок за девять месяцев 2016 года вырос на 4,3% год к году до 136,0 тысяч TEU, в 3 квартале - на 20,5% квартал к кварталу до 49,6 тыс. TEU.
- Вагоноотправки в крытых вагонах увеличились на 32,2% до 13 361 единиц и в 3 квартале 2016 г. - на 25,6% квартал к кварталу до 4 766 единиц.
- Выручка Железнодорожного дивизиона по результатам девяти месяцев 2016 года сократилась на 18,7% год к году до $66,5 млн, EBITDA снизилась на 9,5% год к году до $14,3 млн, рентабельность по EBITDA составила 21,5%, увеличившись на 2,2 п.п.
- В 3 квартале 2016 года выручка дивизиона сохранилась на прежнем уровне квартал к кварталу и составила $23,2 млн, показатель EBITDA вырос на 55,6% квартал к кварталу до $7,0 млн.
- В 3 квартале 2016 года улучшение финансовых показателей произошло за счет положительного эффекта от передачи в аренду полувагонов в первом полугодии 2016 года, а также благодаря эффективным мерам контроля издержек.
Линейно-логистический дивизион
- Международные морские перевозки снизились на 18,9% год к году до 192,5 тыс. TEU и на 6,6% квартал к кварталу до 66,0 тыс. TEU в 3 квартале 2016 года, в основном за счет сокращения объемов транспортировки на рынке.
- В результате снижения объемов импортного грузопотока объемы интермодальных перевозок снизились на 8,3% год к году до 114,6 тыс. TEU. При этом в 3 квартале 2016 года объемы интермодальных перевозок увеличились на 11,1% квартал к кварталу до 43,6 тыс. TEU.
- Каботажные перевозки сократились на 4,0% год к году до 41,6 тыс. TEU, а в 3 квартале в соответствие с рыночными трендами выросли на 1,7% квартал к кварталу до 16,6 тыс. TEU.
- Снижение выручки и EBITDA обусловлено сокращением объемов международных и интермодальных перевозок, а также негативной динамикой глобальных ставок фрахта. Выручка снизилась на 13% год к году до $256,1 млн, EBITDA - на 40,7% до $8,3 млн.
- В 3 квартале 2016 года выручка сократилась на 0,8% квартал к кварталу до $95,2 млн, в то время как EBITDA выросла на 3,4% квартал к кварталу до $6,1 млн. Рентабельность увеличилась в результате наметившегося восстановления транспортного рынка.
Морской дивизион
- В соответствии со стратегией повышения операционной эффективности Группа вывела из состава флота три судна, включая два Ро-Ро.
- На финансовые результаты негативное влияние оказали низкие ставки на тайм-чартер, а также сохраняющийся низкий уровень спроса на контейнерный флот. Выручка сократилась на 32,0% год к году до $45,3 млн.
- EBITDA снизилась на 25,7% до $15,6 млн, в то время как EBITDA margin выросла на 2,9 п.п. до 34,4%.
- В 3 квартале 2015 года FESCO принимала участие в специальных проектах по доставке грузов в Арктический регион, что оказало положительное влияние на выручку того периода. В 3 квартале 2016 года подобных проектов у Группы не было, что негативно отразилось на выручке, которая сократилась на 31% квартал к кварталу.
Бункеровка
- В соответствии с решением Группы пересмотреть бункеровочный бизнес, операционная деятельность в дивизионе значительно сократилась. Данное решение также позволило значительно снизить оборотный капитал Группы. Выручка от бункеровки в первом полугодии 2016 года снизилась на 84,9% год к году до $15,3 млн.
Финансовые результаты по дивизионам1
млн долл. США
За 9 месяцев 2016г.
За 9 месяцев 2015г.
Изменение
Портовый дивизион
Выручка
77,8
89,0
-12,6%
EBITDA
38,5
48,2
-20,1%
Рентабельность по EBITDA
49,5%
54,2%
-4,7 pp
Железнодорожный дивизион
Выручка
66,5
81,8
-18,7%
EBITDA
14,3
15,8
-9,5%
Рентабельность по EBITDA
21,5%
19,3%
+2,2 pp
Линейно-логистический дивизион
Выручка
256,1
294,4
-13,0%
EBITDA
8,3
14,0
-40,7%
Рентабельность по EBITDA
3,2%
4,8%
-1,6 pp
Морской дивизион
Выручка
45,3
66,6
-32,0%
EBITDA
15,6
21,0
-25,7%
Рентабельность по EBITDA
34,4%
31,5%
+2,9 pp
Бункеровка
Выручка
15,3
101,4
-84,9%
EBITDA
-0,3
3,2
Рентабельность по EBITDA
3,2%
Консолидированная долговая нагрузка Группы
- Консолидированный долг на базе pro-forma составил $844 млн на 30 сентября 2016 года против $852 млн на 30 сентября 2015 года.
- Чистый долг на базе pro-forma составил $801 млн на 30 сентября 2016 года против $784 млн на 30 сентября 2015 года.
- По состоянию на 30 сентября 2016 года соотношение pro-forma чистый долг к показателю LTM EBITDA составило 9,5x.
1. Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль без учета амортизации, обесценения материальных основных средств и разовых расходов
2. Совокупный долг не включает кредит РЕПО на $65 млн по состоянию на 30 сентября 2016 года и $69 млн по состоянию на 30 сентября 2015 года под залог акций ПАО «ТрансКонтейнер»
3. Показатель EBITDA за последние 12 месяцев составил $84,1 млн