Петербургский международный экономический форум, 2.06.2017.
Глава Всемирного почтового союза Бишар Хуссейн:
Электронная торговля растёт. Из стран Азии в Европу пересылаются огромные объемы отправлений. Каким образом повысить эффективность международной торговли? Я хотел бы подчеркнуть важность России как сухопутного моста между Востоком и Западом. Если мы посмотрим на карту, это очевидно. У вас есть бесспорное преимущество, вы естественный сухопутный мост. Активную роль в развитии транзита отправлений может играть Почта России.
Каким образом мы перемещаем товары из точки А в точку Б. Обычно, самолетами. Раньше использовались лошади, потом появился морской транспорт, который использовался долгое время. Хочу отметить, что железные дороги - это очень удобный способ доставки. Это некая золотая середина между авиасообщением и морским сообщением.
Конечно, бизнес развивается. Все растет в геометрической прогрессии. Электронная коммерция развивается семимильными шагами. Маршруты с Востока на Запад развиваются, но мы не захватываем движение с Севера на Юг. Мы не захватываем Африку. Никто ничего не везет в Африку, где живет 1 млрд 200 млн человек. Может стоит задуматься об этом?
Мы сейчас во Всемирном почтовом союзе создали специальную платформу для развития электронной коммерции в Африканских странах. Сейчас европейские страны активно включились в этот процесс. Я думаю, Россия тоже должна задуматься о том, чтобы воспользоваться этим преимуществом.
Генеральный Директор Почты России Дмитрий Страшнов:
Интернет торговля продолжает активно развиваться. Мы это особенно видим по росту объема отправлений из-за рубежа. За весь прошлый год Почта России обработала 225 млн международных отправлений с товарными вложениями[1], что в почти в 2 раза больше, чем в 2015 году (128 млн отправлений) и почти в 10 раз больше чем в 2012 году (21,7 млн отправлений).
Значительный рост отправлений продолжается и в текущем году. Сейчас в сутки мы обрабатываем около 1 млн международных отправлений и справляемся с этой нагрузкой, в то время как в конце 2012- начале 2013 годов менее 50 тысяч отправлений в день стали причиной известного коллапса. В предновогоднем периоде мы ожидаем среднесуточной обработки отправлений на уровне 1.7 млн штук, а в пике – до 2,5 млн
К концу года мы прогнозируем, что объем международных отправлений превысит 340 млн шт.
В рамках нашей стратегии, которая утверждалась в конце 2014 года, планировалось, что объем отправлений, обработанных Почтой России (совокупно внутрироссийских и зарубежных) составит 265 млн шт. к 2018 году. На практике мы значительно превысили этот показатель еще в прошлом году, обработав совокупно 297 млн отправлений с вложениями.
Транзитный потенциал
Рост интернет торговли наблюдается не только в нашей стране, это общемировой тренд. Объемы отправлений, которые идут из Китая в Европу, колоссальны. При этом это высоконкурентный рынок, на котором России активно не представлена.
Наша страна по своему естественному географическому положению способна стать одним из ведущих игроков в мировой транспортной инфраструктуре, обеспечив быстрый транзит товаров из Азии в Европу и обратно (помимо того, что РФ и сама является крупным и привлекательным рынком для стран Юго-Восточной Азии).
Очевидно, для того, чтобы реализовать этот потенциал, необходимо выстроить современную логистическую цепочку. Почта России сейчас создает такую логистическую цепочку по товарному транзиту из Азии в Европу и наоборот.
Самолеты
В декабре прошлого года мы впервые запустили собственные магистральные самолеты ТУ-204. За период декабрь 2016 года – апрель 2017 года они совершили 118 рейсов.
На фоне растущей потребности в доставке интернет-заказов из Китая Почта России открыла регулярные рейсы из городов Харбин и Женьчжоу (аэропорт Синьжень) в Новосибирск и Екатеринбург, с частотой 2-3 раза в неделю. В скором будущем регулярные почтово-грузовые рейсы будут выполняться из Чаньчуня, Ханьчжоу и др. китайских аэропортов.
Для сохранения конкурентоспособности Почта России будет развивать авиапарк, открывая новые маршруты и приобретая для этого разные типы самолетов. Сегодня Почта России в начальной стадии формирования собственного авиапарка. У предприятия только два среднемагистральных самолета ТУ-204, но, чтобы выполнять беспосадочные перелеты из Юго-Восточной Азии в Россию и обеспечивать транзит на Европу нужны дальне-магистральные воздушные суда.
Для выполнения дальних полетов также рассматривается возможность использования российских судов – ИЛ-96Т. При этом, конечно, будут учитываться эксплутационные характеристики и экономические параметры.
Мы не ставим цель обладать таким же авиапарком, как Deutsche Post DHL, у которой более 130 собственных бортов, но, учитывая, что даже у почты Италии в наличии 13 самолетов, для Почты России, с нашими территориями и расстояниями, - два самолета - это только начало.
Почтовый поезд
Помимо авиационной логистики мы намерены развивать и железнодорожный транзит почтовых отправлений.
В сентябре прошлого года в рамках форума «Сочи-2016» мы подписали с «РЖД» Дорожную карту – поэтапный план развития железнодорожного почтового транзита по маршруту Китай – Россия – Европа.
Проект впервые в истории позволит создать прямой железнодорожный почтовый транспортный коридор, соединяющий Китай и Западную Европу. Преимущества, которые новый почтовый маршрут даст всем участникам рынка интернет-торговли, очевидны. Это хорошая альтернатива авиа доставке как по срокам, так и по качеству.
Для нас важно не только организовать удобный транзитный коридор для товарооборота между Востоком и Западом, но и благоприятные условия для экспорта российских товаров – причем в обоих направлениях как в Китай, так и в европейские страны.
[1] Предварительные данные по обработке (совокупно: импорт, экспорт, транзит) международных отправлений с товарными вложениями (посылки, мелкие пакеты, отправления EMS)