CFO нужно трансформировать функциональные роли и начать использовать новые KPI для более точного определения ценности нематериальных активов
Новое исследование The Digital Finance Imperative от Chartered Global Management Accountant® (CGMA®), проведенное по заказу корпорации Oracle, показало, что главным финансовым директорам (CFO) из региона EMEA следует переосмыслить существующую практику оценки экономического благосостояния своих корпораций в эпоху цифровых технологий. Согласно данным исследования, несмотря на то, что бОльшая часть корпоративных ценностей происходит из нематериальных активов, таких как поведение потребителя и торговая марка, лишь немногие из опрошенных финансовых специалистов – всего 16% в случае выбора респондентами поведения потребителя в качестве ценного нематериального актива[1] – заявили, что у них есть возможность обращаться к достоверным данным для оценки и вести мониторинг этих критически важных элементов их бизнеса.
В отчете по исследованию утверждается, что необходимость оценки преимуществ для бизнеса от таких нематериальных активов с помощью инновационных ключевых показателей эффективности (KPI) будет только увеличиваться по мере распространения бизнес-моделей, активно использующих цифровые технологии. Важность нематериальных активов существенно выросла за последние несколько лет, и сегодня на их долю приходится 80% от общей акционерной стоимости компаний, формирующих Индекс S&P 500[2]. Респонденты, опрошенные в рамках исследования по региону EMEA, считают, что основными факторами повышения эффективности и акционерной стоимости для их компаний, являются поведение потребителей (отметили 75% респондентов), качество бизнес-процессов (62%) и взаимоотношения с клиентами (62%).
Тем не менее, исследование показало, что финансовые специалисты в регионе EMEA испытывают определенные трудности с доступом и анализом данных, связанных с нематериальными активами. Так, например, лишь 16% респондентов заявили, что они могут собирать и анализировать данные о поведении потребителя; лишь у 16% респондентов, по их словам, есть доступ к данным о влиянии их бренда на их бизнес; и только 29% респондентов подтвердили свою возможность оценивать качество бизнес-процессов компании[3].
«Финансовый департамент вполне может взять на себя роль рулевого в современном бизнесе, но для этого ему нужен доступ ко всем необходимым данным в масштабе организации с использованием современных облачных ERP-систем и систем управления эффективностью предприятия, — подчеркнул Лоран Дешо (Laurent Dechaux), вице-президент Oracle по направлению ERP-приложений в Западной Европе. — Без этой возможности есть риск того, что бизнес-подразделения, искушенные в цифровых технологиях, будут игнорировать финансовую службу, генерируя собственную стратегически важную информацию для непосредственного применения в управлении предприятием».
На вопрос о том, в какой степени финансовая служба была преобразована для поддержки новых факторов повышения эффективности бизнеса, лишь 10% респондентов ответили, что финансовый департамент в их компании полностью вовлечен в процесс, связанный с «предоставлением нефинансовых показателей оценки достигнутого роста по отношению к стратегическим намерениям».
Доктор Ноэль Таго (Noel Tagoe), директор образовательных программ института CIMA, действительный член Сертифицированного института специалистов по управленческому учету (FCMA) и сертифицированный международный специалист по управленческому учету (CGMA), так прокомментировал выводы исследования: «Поскольку переход на цифровые технологии все более затрудняет компаниям рыночную дифференциацию и достижение бизнес-преимуществ, качество принятия решений становится необходимым условием успеха, и финансовый департамент может играть ведущую роль в обеспечении этого качества. Финансисты обладают комплексным видением экономического состояния в масштабе предприятия и всем необходимым для работы с разными сторонами влияния в компании, что позволяет им гарантировать, что бизнес-подразделения собирают, анализируют и используют данные для повышения общей эффективности предприятия».
Выводы исследования основаны на информации, полученной от 367 руководителей компаний из 29 стран региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).
[1] Рассчитано как процентная доля респондентов, выбравших высокие оценочные баллы – 4 или 5, за вычетом процентной доли респондентов, выбравших низкие баллы – 1 или 2.
[2] Опубликовано в 2014 году в газете The Wall Street Journal со ссылкой на банк Ocean Tomo. Индекс S&P 500 – это показатель средней стоимости фондового рынка США, основанный на списке 500 крупнейших мировых компаний.
[3] Все показатели рассчитаны как процентная доля респондентов, выбравших высокие оценочные баллы – 4 или 5, за вычетом процентной доли респондентов, выбравших низкие баллы – 1 или 2.