Россия обладает самой огромной в мире территорией и расстояния между городами и регионами страны обуславливают большое значение грузоперевозок, в частности автомобильным транспортом.
Состояние данного рынка напрямую зависит от таких ключевых для страны факторов, как уровень развития промышленного производства и объемы розничной и оптовой торговли. Важнейшее значение для международных автомобильных грузоперевозок играют такие факторы как экономические санкции, уровень экономической интеграции со странами-соседями, курс валют по отношению к рублю.
Если 2015 год охарактеризовался значительным падением объемов автомобильных грузоперевозок, сокращением рынка и ухода части игроков, то 2016 год прошел на фоне стагнации в данном сегменте перевозок. Об этом свидетельствую опубликованные данные Росстата РФ: если за 2015 год объемы автомобильных грузоперевозок сократились на 6,2% до 232 млрд тонна/км, то за прошедший 2016 год аналогичный показатель вырос на 1,1 % до отметки в 234,5 млрд тонна/км.
Отметим основные тенденции рынка, актуальные в период 2015-2016 гг.:
1. Значительное снижение рентабельности работы автотранспортных предприятий (перевозчиков) на фоне удорожания запчастей и ДТ, вместе с этим небольшого снижения тарифов на перевозки.
2. Снижение продаж новых грузовых автомобилей во всех сегментах (HCV, CV, LCV) ввиду значительного повышения курса валюты.
3. Снижение грузооборота со странами ЕС. В связи с ростом курса доллара и Евро в 2014/2015 гг., а также введённом продуктовом эмбарго со стороны РФ в августе 2014 года, грузопоток из ЕС в 2015-2016 гг. снизился по оценкам euroststica.com на 30-45%
4. Снижение доли «частников», небольших компаний в связи со снижением рентабельности данного рынка и усиления конкуренции.
5. Переориентация потоков грузоперевозок с Запада и Северо-Запада РФ на внутренние направления: Юг России, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и Казахстан.
На рисунке представлена структура объема грузоперевозок в РФ в натуральном выражении (тонны) по ФО.
Рисунок 1. Структура грузоперевозок РФ в 2015 году по ФО в натуральном выражении, в %
Источник: Росстат РФ, анализ MegaResearch
В натуральном выражении основными регионами автомобильных грузоперевозок в РФ являются ЦФО и СФО.
Драйверами развития внутренних автомобильных грузоперевозок являются такие факторы как:
- Активное развитие сетей FMCG в регионах (Х5 Retail, «Магнит», «Лента», и др.), строительство новых магазинов и логистических центров.
- Точечное (неравномерное) развитие промышленного производства в РФ, строительство новых заводов, например в сферах сельскохозяйственного, пищевого производства, машиностроения.
- Строительство крупных инфраструктурных и индустриальных проектов в регионах РФ (например, строительство Крымского моста, подготовка объектов к проведению ЧМ по футболу 2018).
К драйверам развития международных автомобильных перевозок в РФ следует отнести:
- Увеличение экспортных отгрузок российскими компаниями в 2015-2016 гг. ввиду стабильно высокого курса валюты по отношению к рублю.
- Появление новых крупнейших логистических маршрутов через РФ
(например, ввод казахского участка международной автотрассы «Западная Европа-Западный Китай», полное завершение проекта в 2020 году).
- Новые направления международной торговли РФ (Китай, Иран, Индия).
Автор: Карнаухов Денис, ведущий аналитик агентства MegaResearch