По оценке M.A.Research, российский рынок экспресс-доставки, еще два года назад демонстрировавший двузначные показатели роста, фактически оказался в состоянии стагнации, показав большую чувствительность к неблагоприятным изменениям в российской экономике по сравнению с рынком транспортно-логистических услуг целом.
В 2015 г. темпы роста рынка экспресс-доставки снизились до 2,5%, оборот составил около 53 млрд руб. (в 2014 г. – рост на 6%, в 2013 – на 16,6%, в 2012 г.– на 21%). В то же время, номинальный рост рынка ТЛУ составил 7,6%, так как последствия экономической рецессии и падение спроса удалось в значительной степени нейтрализовать повышением тарифов на грузоперевозки.
Наиболее сильно пострадал сегмент В2В отправлений, объем которого сократился на 1-2%. В условиях экономического спада заметно снизились объемы отправок, сместился приоритет с премиальных продуктов в пользу более экономичных видов доставки. Сказался также уход с российского рынка ряда иностранных торгово-производственных компаний, активно использовавших услуги международных интеграторов, а также переход компаний на электронный документооборот.
В отличие от корпоративных отправлений, сегмент В2С продолжал расти высокими темпами (18,5%), что привело к увеличению его доли в стоимостном объеме рынка экспресс-доставки до 23%. Основным драйвером в 2015 г. оставалась интернет-торговля, однако темпы ее роста замедлились. По оценке M.A.Research, увеличение выручки в сегменте трансграничной интернет-торговли (до 30%) было нивелировано замедлением динамики внутрироссийской доставки, объем которой вырос в среднем лишь на 10%. На темпы роста интернет-торговли повлияло падение спроса (реальные зарплаты в России в 2015 году снизились на 9,5%) и ослабление рубля. В результате упал средний чек, сократился сегмент товаров с высокой стоимостью. Кроме того, отмечалось смещение спроса от экспресс-доставки к обычным почтовым отправлениям.
По оценке M.A.Research, до конца 2016 г. будут продолжать действовать тенденции, сложившиеся в 2015 г. В сегменте В2В темпы останутся в зоне отрицательных значений, что обусловлено негативной динамикой промышленного производства и торговли, а также сохранением геополитических рисков и уходом из страны ряда иностранных компаний. В сегменте В2С ожидается небольшое замедление темпов роста трансграничной торговли и более умеренный рост спроса на экспресс-доставку внутри страны.
Сегодня на российском рынке экспресс-доставки работают крупнейшие международные интеграторы DHL Express, DPD, TNT, UPS, а также российские компании Pony Express , СПСР-Экспресс, Major Express, ЕМS Russian Post, КурьерСервисЭкспресс, DIMEX и другие. В 2014 г. первая десятка компаний обеспечивала до 88% оборота рынка.
Объем российского рынка экспресс-доставки, выручка ТОП-10 компаний, 2009-2014 гг., млн руб. и %
Компания
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2014/2013, %
Доля в 2014, %
DHL Express
7396,7
8009,8
9263,3
10387,6
11585,7
11843,8
102,2
23,0
DPD
2174,8
2906,8
4005,1
5021,6
6004,5
6391,6
106,4
12,4
Pony Express (Фрейт Линк)
2113,3
2606,8
3412,1
4408,3
5252,1
5309,1
101,1
10,3
СПСР-Экспресс
827,2
2111,9
2624,4
3296,8
4069,7
5239,9
128,8
10,2
Major Express (FedEx)
934,6
1328,7
2004,8
2784,7
3305,1
3233,6
97,8
6,3
EMS Russian Post
1601
2275
2889
2936
3025
2981
98,5
5,8
TNT Express
1998,4
2225,2
2499,2
2419,0
2808,3
3038,8
108,2
5,9
КурьерСервисЭкспресс
775,1
1137,2
1575,1
1926,4
2330,6
2683
115,1
5,2
DIMEX
510,4
647,5
904,7
1558,8
2132,1
2476,3
116,1
4,8
UPS
1212,1
1418,9
1622
1800,7
1961
2052,9
104,7
4,0
ТОП-10
19543,6
24667,8
30799,7
36539,9
42474,1
45249,985
106,5
87,8
Прочие
2254,6
2908,7
3630,8
5148,8
6140,6
6281,615
102,3
12,2
Всего
21798,2
27576,5
34430,5
41688,7
48614,7
51531,6
106,0
100,0
Источник: данные компаний, СПАРК, M.A.Research
В 2015 г. наиболее интенсивный рост демонстрировали компании, расширяющие операции в сегменте e-commerce на китайском направлении. В частности, такие провайдеры, как СПСР и СДЭК увеличили выручку соответственно на 16 и 20%, а в сегменте трансграничной торговли – более чем на 40%.
Международные интеграторы с высокой долей международных перевозок В2В, а также компании, обслуживающие трансграничную интернет-торговлю с ЕС и США (UPS, TNT, DHL), показали сокращение или минимальный рост выручки (за счет повышения тарифов). Результатом стало перераспределение долей крупнейших игроков на рынке экспресс-доставки в 2015 году.
Доли основных игроков на российском рынке экспресс-доставки, 2015 г., %
* оценка M.A.Research
Источник: данные компаний, СМИ, СПАРК M.A.Research
В ближайшие годы на расстановку сил на российском рынке экспресс-доставки существенное влияние будут оказывать слияния и поглощения, идущие как на глобальном, так и национальном уровне. Так, сделка между американской FedEx и голландской TNT, состоявшаяся в мае 2016 г., может повлечь за собой определенные изменения в стратегии FedEx на российском рынке, где она ранее работала через Major Express. В свою очередь, возможное слияние SPSR и DPD может привести к появлению нового лидера с долей рынка свыше 24% (по объему выручки), отодвинув на вторую позицию DHL Express.
Статья написана на основе материалов готовящегося к выходу исследования M.A.Research «Рынок логистического аутсорсинга».
Симонова Людмила, к.э.н., Управляющий партнер M.A.Research