6 октября 2016 г. в рамках III Международной бизнес-конференции «Проблемы и перспективы безопасности грузоперевозок» состоялась презентация результатов исследования «Рынок логистического аутсорсинга», подготовленного в агентстве М.A.Research.
С докладом «Современные тенденции развития рынка ТЛУ и прогноз до 2019 года» выступила Людмила Симонова, к.э.н., управляющий партнер M.A. Research.
В своем выступлении Л. Симонова в частности отметила, что в 2015 г. впервые за 12 лет мониторинга в развитии отдельных сегментов рынка транспортно-логистических услуг наблюдались абсолютно противоположные тенденции. Неоднозначность ситуации на рынке логистического аутсорсинга объясняется тем, что разные виды логистической деятельности продемонстрировали различную степень устойчивости по отношению к негативному воздействию кризиса: падению инвестиционного и потребительского спроса, «войне санкций», сокращению импорта, снижению курса рубля и др.
В структуре рынка ТЛУ произошли изменения, связанные с увеличение доли сегмента транспортных услуг (включая перевалку/обработку грузов в портах и аэропортах), положительная динамика которого определялась преимущественно ростом тарифов при снижении грузовой базы. При этом сократилась доля услуг добавленной стоимости (экспедирование и комплексные логистические услуги) – новая тенденция, наблюдаемая в результате усиления конкуренции в данных сегментах рынка. Рост в сегменте управленческих услуг обеспечивался повышением спроса на новые управленческие решения и IT-технологии (функциональное развитие TMS, WMS, использование облачных технологий и др.), при этом его доля в объеме рынка не превышала 0,6%.
Рисунок 1. Динамика сегментов рынка ТЛУ (в рублях) в 2015 г., в % к 2014 г.
Источник: M.A.Research
В наиболее сложной ситуации оказался сегмент складских услуг. По оценке M.A.Research, в 2015 г. его стоимостной объем в рублях сократился почти на 15%, что определялось снижением рублевых арендных ставок и уровня заполняемости площадей на фоне ввода в строй новых складских объектов для коммерческого использования. При этом особенно сильно сократился объем выполняемых логистических операций на складах (в некоторых случаях в разы), что стало следствием замедления оборачиваемости товара.
Результаты анализа статистических данных и расчетов M.A. Research по сегментам рынка в полной мере подтверждаются показателями работы транспортных и логистических операторов. В зависимости от специализации компаний и их конкурентных преимуществ разброс в динамике рублевой выручки в 2015 г. составил от -50% в сегменте складских и 3PL-услуг до +80% и более у портовых операторов и морских перевозчиков. В последнем случае решающую роль сыграла девальвация рубля, учитывая практику определения морских фрахтовых ставок, а также ставок портовых сборов и стивидорных услуг в долларах США.
Среди конкурентных преимуществ, позволивших целому ряду компаний не только достаточно успешно работать в условиях экономической рецессии, но усилить свои позиции на рынке ТЛУ, следует отметить наличие диверсифицированной клиентской базы, компетенций в организации перевозок сборных грузов, обслуживании e-commerce и экспортного грузопотока. Большое значение имеют быстрая реакция на изменение спроса и географии грузопотоков, способность предложить эффективные решения по снижению логистических издержек и оптимизации процессов.
В 2016 г. ситуация на рынке ТЛУ постепенно нормализуется, растет (хотя и весьма умеренно) спрос на транспортные и логистические услуги, что отражает некоторую стабилизацию макроэкономических показателей и свидетельствует об адаптации значительной части игроков к новым рыночным условиям. По оценке M.A.Research, по итогам года ожидается увеличение стоимостного объема рынка ТЛУ на 8,4%. Положительная динамика, как и в 2015 г., будет обеспечена, прежде всего, повышением тарифов при минимальных темпах роста объема грузоперевозок и грузооборота (в среднем в пределах 1,5-2%).
В реальных ценах рынок логистического аутсорсинга продолжает демонстрировать отрицательные темпы прироста: по итогам 2016 г. его объем в сопоставимых ценах может сократиться еще на 0,5% (после падения на 7,5% в 2015 г.). Доля транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ) в общем объеме логистического рынка в 2016 г. составит 95,8%. Наиболее высокие темпы роста ожидаются в сегменте морских грузоперевозок (судами под российским флагом) в результате роста дальности перевозок и повышения тарифов в пределах 10-12%.
Рисунок 2. Динамика сегментов рынка ТЭУ (в рублях) в 2016 г., % к 2015 г. (оценка)
Примечание: оценка на основе показателей за 1-е полугодие 2016 г. и базового сценария прогноза МЭР РФ (май 2016 г.)
Источник: M.A.Research