«Строительство мегамоллов в Москве площадью 120-150 тыс. кв. м уже не актуально: на фоне общего падения арендных ставок в торговой недвижимости девелоперам выгоднее возводить объекты максимальной площадью 40-60 тыс. кв. м», - отметила генеральный директор AVICA Наталия Тишендорф в ходе выступления на VI Московском урбанистическом форуме.
В рамках своего выступления Наталия Тишендорф указала на значительные изменения уровня инвестиционной привлекательности торговых проектов. Если ранее девелоперы планировали в рамках ТПУ строительство торговых центров площадью 150-200 тыс. кв. м, то сегодня сдать в аренду ТЦ такого масштаба практически невозможно. Сейчас в проектах ТПУ экономически эффективнее возводить торговые центры площадью 40-60 тыс. кв. м с точки зрения их последующей сдачи в аренду. Снижение доли коммерческой составляющей драматически сказывается на инвестиционной привлекательности ТПУ.
По мнению Наталии Тишендорф, поддержать экономику проектов ТПУ возможно за счет государственных субсидий, либо предоставления дополнительных земельных участков рядом с ТПУ под строительство коммерческих и жилых площадей. При этом возведение жилой недвижимости в текущей рыночной ситуации более эффективно.
Среди позитивных тенденций Наталия Тишендорф отметила, что нынешняя концепция благоустройства центра столицы призвана приблизить Москву к европейскому формату пешеходных общественных пространств. Результаты этих работ в ближайшем будущем, безусловно, позитивно повлияют на развитие стрит-ритейла в Москве. Также немаловажен и акцент властей на транспортной составляющей. Так, запуск 31 станции МКЖД откроет дополнительные преимущества для расположенных рядом с ними жилых проектов.