
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников принял участие в открытии очно-дистанционного модуля специального потока программы «Реализация проектов цифровой трансформации» в РАНХиГС. Итогом обучения станут стратегии цифровой трансформации учебных заведений.
94 руководителя в сфере образования и науки проходят обучение по трем модулям и учатся использовать цифровые технологии для трансформации образовательного процесса, учитывая этические риски. Программа нового потока Минобрнауки была разработана совместно с экспертами РАНХиГС и МФТИ и стартовала 23 августа.
В рамках нового модуля слушатели узнают о стратегических ориентирах при разработке проектов ЦТ, ИТ-архитектуре, о том, как создавать клиентоцентричные проекты, научатся описывать и оптимизировать бизнес-процессы, принимать решения на основе данных. Во время практических занятий команды изучат структуру стратегии цифровой трансформации, оценят цифровую зрелость вузов и сформируют экосистемы сервисов Цифрового университета. Итоговые стратегии цифровой трансформации оценит экспертное жюри.
Приветствуя слушателей программы, заместитель министра науки и высшего образования РФ Александр Нарукавников отметил: «Министерство в соответствии с поручением президента подготовило стратегию цифровой трансформации сферы науки и высшего образования. В ней много интересных, прорывных проектов, в которых понадобится ваша помощь, как руководителей цифровой трансформации вузов.
Вместе с тем вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил ввести должность проректора по цифровой трансформации и назначить «цифровой спецназ» в вузах. Дальше университеты начали работать над программами развития, параллельно шла работа над методикой оценки цифровой зрелости.
Курс будет вам в помощь, обогатит новыми знаниями, в которых вы испытывали потребность при подготовке стратегии цифровой трансформации. О структуре и содержании документа вам расскажут в ходе обучения.
Стратегия должна разрабатываться в соответствии с методикой оценки цифровой зрелости — очень важно понять, с какой точки мы стартуем и к какому результату хотим прийти к 2024 году. Мы должны опираться на коллективную работу, так как мы все — единая команда цифровой трансформации высшего образования».
Карина Спивакова, заместитель директора института цифрового развития науки и образования МФТИ, также дала напутствие слушателям программы и описала условные слои организации, которые нужно охватить в ходе написания стратегии цифровой трансформации. По ее словам, важно оценить как развиваются электронные сервисы и сформировать из них целостную экосистему, которая позволит пользователям получать услуги образовательной организации в цифровом формате.
Директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева в своем выступлении обратила внимание на компетенции, которые нужны сегодня преподавателям и административной команде вузов, чтобы оставаться востребованными в эпоху цифровой трансформации. По ее словам, за последние несколько лет изменился статус университетов. Диплом вуза — уже не гарантия трудоустройства, так как образование стало более доступным. Общая тенденция цифровизации и внедрение новых технологий также меняют рынок образовательных услуг.
«Цифровая трансформация — это не самоцель, поэтому стратегия должна быть осмысленной, чтобы привести к результату. Если вы хотите, чтобы вуз продолжал жить, был успешен, конкурентоспособен, рос в рейтингах, вы должны думать над тем, какой вклад стратегия внесет в развитие вуза», — отметила Ксения Ткачева.
По словам спикера, за трансформационными изменениями стоят команды, в которых распределены роли: есть руководитель цифровой трансформации, руководитель по работе с данными, руководитель по цифровому проектированию и процессам, главный ИТ-архитектор. Последний собирает воедино разрозненные информационные системы.
«Почему назначили “цифровой спецназ” сначала в ведомствах, затем в вузах? Потому что цифровая трансформация — это не про технологии, а про то, как мы меняем процессы, кардинально их улучшаем. Цифровая трансформация — это смена культуры, процессов, подходов», — добавила директор Центра.