
С 2021 по 2024 годы поставки российской рыбы в страны БРИКС выросли в 1,5 раза и уже составляют более половины всего рыбного экспорта РФ. Но для устойчивого роста необходима тарифная синхронизация внутри блока — иначе конкуренты продолжат оттеснять российские компании с ключевых рынков.
Рыбная коалиция: БРИКС как точка роста для российского экспорта
Экспорт российской рыбы в страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР и новые участники объединения) достиг $3,1 млрд в 2024 году, увеличившись на 50% с 2021 года. Таким образом, доля БРИКС в общем объеме российского экспорта рыбы превысила 50%. Об этом сообщил президент ВАРПЭ Герман Зверев, подчеркнув, что по прогнозу Минсельхоза РФ, к 2030 году поставки могут вырасти ещё на 17%. По его словам, этот ориентир «вполне реалистичен при наличии координации».
Проблема тарифов: преференции у конкурентов, а не у России
Ключевое ограничение для дальнейшего расширения поставок — внешнеторговые барьеры, действующие в странах-партнёрах БРИКС.
-
Индия имеет соглашение с ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли), обеспечивающее преференции для рыбы из Исландии и Норвегии.
-
Бразилия предоставляет нулевые тарифы странам MERCOSUR (Аргентина, Уругвай, Парагвай), активно экспортирующим, например, филе хека.
-
Китай обнулил пошлины на сардину и сельдь из Южной Кореи, а также на пангасиуса из Вьетнама.
Российские поставщики в большинстве случаев лишены таких условий. Это нивелирует их конкурентные преимущества даже на растущем спросе и при логистической близости.
«Ценовое преимущество российских рыбопромышленников „съедается“ за счёт тарифной асимметрии, — отметил Зверев. — При этом потенциал на рынках Индии, Бразилии, Египта и Китая сохраняется — особенно в нишевых сегментах».
Геополитика и продовольственная безопасность: как БРИКС формирует рынок
В июле 2025 года в Рио-де-Жанейро прошёл XVII саммит БРИКС, на котором лидеры стран подтвердили стремление к построению справедливой и прозрачной торговой архитектуры. В итоговой декларации подчёркивается необходимость согласования нацполитик в области продовольственной доступности и укрепления роли ВТО как базовой площадки.
Эти принципы могут стать основой для формирования внутрикоалиционного соглашения о равных условиях торговли продовольственными товарами, включая рыбопродукты.
«БРИКС способен стать новой управляющей коалицией мирового рыбного хозяйства. Уже сейчас на страны объединения приходится 18% мирового импорта рыбопродукции — почти $30 млрд в год. Ключ к росту — тарифное равноправие между участниками», — подчеркнул глава ВАРПЭ.
Окно возможностей и риск упущенного преимущества
При текущем уровне спроса и росте геоэкономической роли БРИКС у России есть реальный шанс закрепиться в числе ключевых поставщиков рыбы и морепродуктов в рамках глобального Юга. Но при сохранении действующих тарифных перекосов конкурентную нишу продолжат занимать страны с преференциальным доступом.
Следующий шаг — выработка единой тарифной стратегии внутри БРИКС и продвижение интересов национальных экспортеров через межгосударственные форматы.