
В ближайшие годы перед агропромышленным комплексом (АПК) России стоит масштабная задача — нарастить объёмы производства и экспорта продукции. Однако кадровый дефицит становится одним из ключевых барьеров для развития отрасли. Как отметил вице-премьер Дмитрий Патрушев на Всероссийском зерновом форуме, уже сейчас нехватка квалифицированных специалистов в АПК превышает 200 тыс. человек, а в отдельных сегментах достигает 30–50% от потребности. В случае сохранения этого тренда нормальное функционирование сектора может оказаться под угрозой.
В условиях цифровизации и автоматизации отрасли, подготовки кадров требует качественно нового подхода. Решением вопроса должен стать федеральный проект в рамках нацпрограммы «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», направленный на формирование новых компетенций и профессиональной подготовки специалистов.
Ставка на подготовку с раннего возраста
Стратегия по формированию кадрового потенциала начинается уже со школьной скамьи. В ближайшее время в российских школах будет создано порядка 18 тыс. агроклассов, которые получат сопровождение профильных вузов. Такая работа, по словам Патрушева, должна способствовать «воспитанию любви к профессии» с раннего возраста.
Внимание уделяется и подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования. Как отметил вице-премьер, Министерство сельского хозяйства уже приступило к разработке механизмов активного взаимодействия с профильными колледжами. Помимо классических специальностей, востребованными становятся новые профессии — генетики, селекционеры, специалисты по роботизации и цифровым технологиям в АПК.
Практическая составляющая также не остается без внимания: школьники и студенты должны иметь возможность проходить стажировки на базе агропредприятий. Этот процесс уже активно налажен.
Тренды аграрного образования
Согласно последнему правительственному докладу по реализации образовательной политики, ежегодный кадровый дефицит в АПК превышает 143 тыс. человек. При этом аграрные направления выбирает всё больше абитуриентов: в 2024 году заявки в профильные вузы выросли на 10,6% по сравнению с 2023 годом.
Образовательные программы проходят серьёзную модернизацию. Сегодня акцент смещается на такие направления, как агробиотехнологии, фитосанитарный контроль, роботизация, использование беспилотников в АПК. Существенную роль в формировании будущих специалистов играют и агротехнологические классы — на начало 2025 года их в системе Минобрнауки насчитывалось 468.
Частные компании вкладываются в подготовку кадров
Крупнейшие агрохолдинги активно участвуют в процессе формирования новых кадров. Так, «Мираторг» совместно с Брянским государственным аграрным университетом реализует комплексную программу подготовки специалистов. В компании трудится уже более тысячи выпускников вуза, а в 2024 году в штат приняли 73 молодых специалиста. Открытие брендированной аудитории, профориентационные программы и практическая подготовка — всё это становится частью корпоративной стратегии развития.
Похожий подход реализует и агрохолдинг «Степь», который стал партнёром нового образовательного кластера «АгроГрад» в Краснодарском крае. Здесь готовят востребованных специалистов по ремонту сельхозтехники, мастеров сельхозпроизводства и сварщиков. Будущие выпускники смогут работать в реальных проектах и уже на этапе обучения определять для себя профессиональные перспективы.
По словам генерального директора «Степи» Андрея Недужко, трансформация агросектора требует инновационного подхода и новых идей. Компания готова инвестировать ресурсы в развитие молодых специалистов — от стажировок до создания комфортных условий труда.
Кадровый вопрос в АПК выходит на первый план. Без его системного решения невозможно будет реализовать амбициозные планы по росту производства и экспорта сельхозпродукции. Государственные инициативы, поддержка бизнеса и модернизация образовательной инфраструктуры — ключевые факторы, которые в ближайшие годы должны изменить ситуацию.