Рынок грузовых вагонов в России: от рекордов к переизбытку и стагнации

Цех сборки грузовых вагонов в России — производственная линия с синими полувагонами на опорах, 2025 год

После бурного роста в 2024 году производство грузовых вагонов в России переживает резкое замедление. Причина — структурный профицит парка, падение объемов перевозок и сжатие спроса со стороны операторов. Какие сегменты демонстрируют устойчивость, почему «инновационные вагоны» теряют долю — и чего ожидать от 2026 года?

Производство падает: масштаб и структура спада

По данным Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), за январь—сентябрь 2025 года в России произведено 41 478 единиц грузового подвижного состава — на 23% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Падение коснулось почти всех категорий:

  • полувагоны: —13%,

  • платформы: —23%,

  • хопперы: в 1,8 раза,

  • крытые вагоны: более чем на треть.

Исключение — цистерны (+50%) и вагоны-самосвалы (+120%), где сохраняется отраслевой спрос, а также изотермические вагоны, серийное производство которых началось лишь в конце 2024 года.

Инновационный сегмент: противоречивые сигналы

Инновационные вагоны (с нагрузкой 25 тс) занимают треть от общего объема выпуска — 14 179 шт. Однако их выпуск снизился на 5% в сравнении с прошлым годом. Основу составляют полувагоны (11 900 шт., +28%), тогда как производство инновационных хопперов упало на 88%. Динамика по итогам 1 полугодия 2025 года была еще положительной (+18%), что говорит о смене тренда во втором полугодии.

Профицит и сжатие рынка

Снижение производства объясняется не только высокой базой 2024 года (74 900 вагонов), но и дисбалансом между вводом и списанием подвижного состава. По данным РЖД, профицит на сети достигает 400 000 единиц при общем парке в 1,4 млн вагонов, из которых 660 000 — полувагоны. За девять месяцев 2025 года парк продолжил расти (+16 700 ед.), несмотря на падение погрузки (—6,7%).

На этом фоне ставки аренды типовых полувагонов упали втрое в годовом выражении — до 900 руб./сутки, что стало минимальным уровнем за 10 лет (Источник: Ведомости, 6 октября 2025).

Оценки и прогнозы: 2025–2026

По базовому прогнозу Rollingstock Agency, по итогам 2025 года будет выпущено 52 700 вагонов (—28% г/г), из них 23 500 полувагонов. В 2026 году выпуск сократится до 43 200 ед. (—18% к 2025), что станет почти вдвое ниже уровня 2024 года.

Снижение интереса к закупкам объясняется переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Финансовые возможности операторов ограничены высокой ключевой ставкой, а вагоны приобретаются скорее как элемент обеспечения операционной устойчивости, чем как инвестиционный актив.

Точки стабильности: где сохраняется спрос?

По данным Infoline, сохраняется спрос на цистерны и специализированный подвижной состав, включая новые изотермические модели. Причина — необходимость обновления парка в сегментах нефтехимии и минеральных удобрений. Цены на ремонт, превышающие 1,3 млн руб. для полувагонов, могут стимулировать списание и возобновление заказов уже в 2026 году.

Выводы для рынка

Вагоностроительная отрасль входит в фазу коррекции после циклического пика. Игрокам стоит учитывать:

  • сохраняющийся избыток подвижного состава,

  • падение ставок и доходности,

  • изменение инвестиционного поведения операторов.

На горизонте 2026 года возможна стабилизация спроса — при условии роста расходов на ремонт и увеличения объемов списания. Однако ставка на серийное производство универсальных моделей уже не дает прежнего эффекта: рынок нуждается в переосмыслении продуктовой стратегии и более гибких форматах взаимодействия с заказчиком.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости