
После бурного роста в 2024 году производство грузовых вагонов в России переживает резкое замедление. Причина — структурный профицит парка, падение объемов перевозок и сжатие спроса со стороны операторов. Какие сегменты демонстрируют устойчивость, почему «инновационные вагоны» теряют долю — и чего ожидать от 2026 года?
Производство падает: масштаб и структура спада
По данным Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), за январь—сентябрь 2025 года в России произведено 41 478 единиц грузового подвижного состава — на 23% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Падение коснулось почти всех категорий:
-
полувагоны: —13%,
-
платформы: —23%,
-
хопперы: в 1,8 раза,
-
крытые вагоны: более чем на треть.
Исключение — цистерны (+50%) и вагоны-самосвалы (+120%), где сохраняется отраслевой спрос, а также изотермические вагоны, серийное производство которых началось лишь в конце 2024 года.
Инновационный сегмент: противоречивые сигналы
Инновационные вагоны (с нагрузкой 25 тс) занимают треть от общего объема выпуска — 14 179 шт. Однако их выпуск снизился на 5% в сравнении с прошлым годом. Основу составляют полувагоны (11 900 шт., +28%), тогда как производство инновационных хопперов упало на 88%. Динамика по итогам 1 полугодия 2025 года была еще положительной (+18%), что говорит о смене тренда во втором полугодии.
Профицит и сжатие рынка
Снижение производства объясняется не только высокой базой 2024 года (74 900 вагонов), но и дисбалансом между вводом и списанием подвижного состава. По данным РЖД, профицит на сети достигает 400 000 единиц при общем парке в 1,4 млн вагонов, из которых 660 000 — полувагоны. За девять месяцев 2025 года парк продолжил расти (+16 700 ед.), несмотря на падение погрузки (—6,7%).
На этом фоне ставки аренды типовых полувагонов упали втрое в годовом выражении — до 900 руб./сутки, что стало минимальным уровнем за 10 лет (Источник: Ведомости, 6 октября 2025).
Оценки и прогнозы: 2025–2026
По базовому прогнозу Rollingstock Agency, по итогам 2025 года будет выпущено 52 700 вагонов (—28% г/г), из них 23 500 полувагонов. В 2026 году выпуск сократится до 43 200 ед. (—18% к 2025), что станет почти вдвое ниже уровня 2024 года.
Снижение интереса к закупкам объясняется переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Финансовые возможности операторов ограничены высокой ключевой ставкой, а вагоны приобретаются скорее как элемент обеспечения операционной устойчивости, чем как инвестиционный актив.
Точки стабильности: где сохраняется спрос?
По данным Infoline, сохраняется спрос на цистерны и специализированный подвижной состав, включая новые изотермические модели. Причина — необходимость обновления парка в сегментах нефтехимии и минеральных удобрений. Цены на ремонт, превышающие 1,3 млн руб. для полувагонов, могут стимулировать списание и возобновление заказов уже в 2026 году.
Выводы для рынка
Вагоностроительная отрасль входит в фазу коррекции после циклического пика. Игрокам стоит учитывать:
-
сохраняющийся избыток подвижного состава,
-
падение ставок и доходности,
-
изменение инвестиционного поведения операторов.
На горизонте 2026 года возможна стабилизация спроса — при условии роста расходов на ремонт и увеличения объемов списания. Однако ставка на серийное производство универсальных моделей уже не дает прежнего эффекта: рынок нуждается в переосмыслении продуктовой стратегии и более гибких форматах взаимодействия с заказчиком.