«Северная верфь» может стать крупнейшей судостроительной площадкой в России — объём инвестиций вырастет до 600 млрд рублей

Здание судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, где планируется масштабная модернизация с инвестициями в 600 млрд рублей

Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), перешедшая под управление ВТБ, готовится к удвоению вложений в модернизацию «Северной верфи» в Санкт-Петербурге, сообщают «Ведомости». Проект оценивается в 600 млрд рублей и сопоставим по масштабу со строительством новой дальневосточной верфи в Уссурийском заливе.

Новый уровень: от реконструкции — к созданию принципиально нового предприятия

По данным источников «Ведомостей» в администрации Петербурга и среди участников проекта, технико-экономическое обоснование (ТЭО) находится на финальной стадии и уже ясно, что объём инвестиций вдвое превысит изначально озвученные 300 млрд рублей. Это не выходит за рамки первоначального соглашения, поскольку оно предполагало вложения «не менее» 300 млрд.

Причины увеличения сметы — расширение производственного контура, включение новых объектов и закупка более мощного оборудования. По сути, речь уже идёт не просто о модернизации, а о создании новой судостроительной верфи в Санкт-Петербурге — на базе действующего предприятия, но с полным демонтажем текущей инфраструктуры (за исключением одного эллинга 1945 года постройки).

Что изменится: производство, мощности и инфраструктура

Согласно плану, на территории около 100 гектаров будет выстроено предприятие, способное ежегодно выпускать до 11 судов различных типов. Объём производства увеличится до 15 млн нормо-часов, объём обрабатываемого металла вырастет в 15 раз — до 90 тыс. тонн в год. Завершение всех этапов модернизации запланировано к 2031 году.

Проект включает:

  • Строительство двух новых эллингов для судов до 240×48 м;

  • Возведение первого в России крытого сухого дока до 350×60 м и высотой 100 м;

  • Установку крана «Голиаф» грузоподъёмностью до 1000 тонн;

  • Обновление всей логистической и крановой инфраструктуры на площадке.

По словам гендиректора «Северной верфи» Василия Волегова, проект уже находится в активной фазе: сформирован генплан, проработаны производственные участки, начато проектирование. Сметная оценка будет завершена во II квартале 2026 года.

Почему это важно: геополитика, Севморпуть и стратегическая независимость

Проект модернизации идёт в логике национальной судостроительной стратегии: развивать средне- и крупнотоннажный флот внутри страны. Это касается как танкеров типа «Афрамакс», так и газовозов, контейнеровозов и балкеров. Новый комплекс позволит выпускать суда, востребованные в условиях роста значимости Северного морского пути, который становится альтернативой традиционным маршрутам через Суэц или Балтику.

По словам аналитика медиагруппы «Портньюс» Виталия Чернова, такой масштаб — показатель стратегической важности. Лидер отрасли — Китай — выстраивал верфи именно в рамках национальной программы развития, а не как чисто коммерческие инвестиции. Российский подход сейчас идёт по аналогичной траектории.

Деньги и госучастие: кто финансирует

Модернизация будет частично профинансирована за счёт дивидендов, полученных государством от ВТБ. По указу президента, средства от прибыли банка за 2024–2028 годы будут направлены на поддержку ОСК. Только по итогам 2024 года госдоля дивидендов составила более 223 млрд рублей — весомая часть из них пойдёт на «Северную верфь».

Логистический эффект: как изменятся потоки и кооперация

Развитие «Северной верфи» повлияет не только на судостроение, но и на логистику в целом. Новый комплекс в Петербурге — это:

  • Расширение загрузки балтийских портов и судоходных маршрутов;

  • Рост кооперации с поставщиками металлоконструкций, кабеля, систем управления;

  • Появление устойчивого спроса на транспортировку крупногабаритных конструкций, секций и оборудования;

  • Повышение спроса на внутреннюю логистику компонентов из других регионов России, включая Урал, Сибирь и Приволжье.

По мнению Михаила Бурмистрова, главы «Infoline-Аналитики», модернизация петербургской площадки выглядит более экономически обоснованной, чем строительство с нуля на Дальнем Востоке. Санкт-Петербургский кластер уже обладает производственной базой, поставщиками и подготовленными кадрами.

Что это значит для отрасли

Судостроение в России вступает в фазу долгосрочной трансформации. Ставка делается на независимость от импорта, технологический апгрейд и возможность строить суда ледового класса внутри страны. Для логистических и производственных компаний это означает формирование нового якорного кластера в северо-западном регионе — с десятилетним горизонтом устойчивого спроса и масштабных заказов.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости