Погрузка на сети РЖД в июне: экспорт обеспечивает рекордный рост

По данным ОАО «РЖД», погрузка по итогам 1-го полугодия 2018 года составила 641,8 млн т - это рекорд за 10 лет, выше погрузка была только в 2008 году (673,7 млн т).  Сохранение такой положительной динамики связано, в первую очередь, с растущими объемами экспорта угля, зерна и черных металлов.

В июне темпы роста погрузки на железнодорожном транспорте практически не изменились: по сравнению с январем-маем в январе-июне они замедлились на 0,1 п.п. (+3,4% против +3,5%). Таким образом, железнодорожная отрасль смогла избежать ранее ожидавшегося существенного спада погрузки в пиковый период проведения Чемпионата мира по футболу, который пришелся на июнь (50 матчей, 78% от общего количества) и предполагал дополнительный рост пассажирских перевозок.

Погрузка каменного угля продолжает держать темпы роста, набранные по итогам мая: +5% за январь-июнь по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Ключевой драйвер - экспорт: погрузка угля в экспортном направлении за январь-май выросла на 9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По итогам 5 месяцев на территории России объем добычи угля составил 176,17 млн тонн (рост +5,5%). В структуре экспортного грузопотока в адрес морских портов доля угля составляет более 45%. Российские угольщики продолжают вводить новые мощности и увеличивать добычу на действующих предприятиях.

Зерновой комплекс бьет рекорды погрузки: за январь-июнь темпы роста ускорились на 3,5 п.п. по сравнению с январем-маем (+55,3% против +51,8%), при этом ускорение происходит на фоне и так высоких темпов роста погрузки в прошлом году (+9,9% в январе-июне 2017 к аналогичному периоду 2016 года). За период 5 месяцев во внутреннем сообщении погрузка зерна выросла на 12,6%, а на экспорт рост составил 82,7%. По оперативным данным ФТС России, на 13 июня (без учета экспорта в страны ЕАЭС) экспортировано порядка 50,5 млн тонн зерна, что на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого сезона (34,3 млн тонн). На фоне рекордной погрузки операторы грузовых вагонов предлагают клиентам перевозку насыпью в полувагонах как альтернативу дефицитным хопперам.

Динамика погрузки нефти и нефтепродуктов не совпала с большинством прогнозов, в том числе прогнозом ОАО «РЖД», и по итогам полугодия стабилизировалась на уровне прошлого года - +0,1% по отношению к 1-му полугодию 2017 года. В июне на железнодорожной сети по сравнению с прошлым годом было погружено дополнительно 0,3 млн т нефти и нефтепродуктов.В мае ПАО «Транснефть» приступило к завершающему этапу проекта по расширению мощности первой очереди трубопроводной системы «ВСТО» до 80 млн тонн нефти в год.

Продолжает ускорятся погрузка черных металлов: результат в январе-июне на 1,2 п.п. выше результата за январь-май (+12.2% против +11%). Рост обеспечивает и внутреннее потребление, и экспорт: в январе-мае во внутреннем сообщении в погрузка выросла на 14,3%, а на экспорт рост составил 7,3%. В январе-мае прямые поступления по сети ОАО «РЖД» черных металлов в адрес крупнейших отечественных автомобильных холдингов (АвтоВАЗ, КамАЗ и пр.) достигли 444,4 тыс. тонн, что на 6,5% выше уровня 2017 года. Также за январь-май поставки черных металлов на предприятия железнодорожного машиностроения составили 623,6 тыс. т, что на 15,9% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными факторами, сдерживающими рост экспорта черных металлов, являются антидемпинговые таможенные пошлины, в том числе непосредственно в отношении российских производителей.

Продолжает ускоряться спад погрузки строительных грузов: в январе-июне спад ускорился на 1,6 п.п. по сравнению с итогами января-мая (-3% против -1,4%). Спад погрузки цемента также ускорился на 1,1 п.п. (-5,2% против -4,1%). Суммарно в июне погрузка строительных грузов и цемента на сети ОАО "РЖД" сократилась на 0,8 млн т. Необходимо отметить, что Таджикистан наращивает производство и, соответственно, экспорт цемента. Республика превращается в основного поставщика этого вида строительного материала на рынки соседних стран, вытесняя оттуда продукцию конкурентов.

 

Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости