По данным ОАО «РЖД», погрузка по итогам 1-го полугодия 2018 года составила 641,8 млн т - это рекорд за 10 лет, выше погрузка была только в 2008 году (673,7 млн т). Сохранение такой положительной динамики связано, в первую очередь, с растущими объемами экспорта угля, зерна и черных металлов.
В июне темпы роста погрузки на железнодорожном транспорте практически не изменились: по сравнению с январем-маем в январе-июне они замедлились на 0,1 п.п. (+3,4% против +3,5%). Таким образом, железнодорожная отрасль смогла избежать ранее ожидавшегося существенного спада погрузки в пиковый период проведения Чемпионата мира по футболу, который пришелся на июнь (50 матчей, 78% от общего количества) и предполагал дополнительный рост пассажирских перевозок.
Погрузка каменного угля продолжает держать темпы роста, набранные по итогам мая: +5% за январь-июнь по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Ключевой драйвер - экспорт: погрузка угля в экспортном направлении за январь-май выросла на 9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По итогам 5 месяцев на территории России объем добычи угля составил 176,17 млн тонн (рост +5,5%). В структуре экспортного грузопотока в адрес морских портов доля угля составляет более 45%. Российские угольщики продолжают вводить новые мощности и увеличивать добычу на действующих предприятиях.
Зерновой комплекс бьет рекорды погрузки: за январь-июнь темпы роста ускорились на 3,5 п.п. по сравнению с январем-маем (+55,3% против +51,8%), при этом ускорение происходит на фоне и так высоких темпов роста погрузки в прошлом году (+9,9% в январе-июне 2017 к аналогичному периоду 2016 года). За период 5 месяцев во внутреннем сообщении погрузка зерна выросла на 12,6%, а на экспорт рост составил 82,7%. По оперативным данным ФТС России, на 13 июня (без учета экспорта в страны ЕАЭС) экспортировано порядка 50,5 млн тонн зерна, что на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого сезона (34,3 млн тонн). На фоне рекордной погрузки операторы грузовых вагонов предлагают клиентам перевозку насыпью в полувагонах как альтернативу дефицитным хопперам.
Динамика погрузки нефти и нефтепродуктов не совпала с большинством прогнозов, в том числе прогнозом ОАО «РЖД», и по итогам полугодия стабилизировалась на уровне прошлого года - +0,1% по отношению к 1-му полугодию 2017 года. В июне на железнодорожной сети по сравнению с прошлым годом было погружено дополнительно 0,3 млн т нефти и нефтепродуктов.В мае ПАО «Транснефть» приступило к завершающему этапу проекта по расширению мощности первой очереди трубопроводной системы «ВСТО» до 80 млн тонн нефти в год.
Продолжает ускорятся погрузка черных металлов: результат в январе-июне на 1,2 п.п. выше результата за январь-май (+12.2% против +11%). Рост обеспечивает и внутреннее потребление, и экспорт: в январе-мае во внутреннем сообщении в погрузка выросла на 14,3%, а на экспорт рост составил 7,3%. В январе-мае прямые поступления по сети ОАО «РЖД» черных металлов в адрес крупнейших отечественных автомобильных холдингов (АвтоВАЗ, КамАЗ и пр.) достигли 444,4 тыс. тонн, что на 6,5% выше уровня 2017 года. Также за январь-май поставки черных металлов на предприятия железнодорожного машиностроения составили 623,6 тыс. т, что на 15,9% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными факторами, сдерживающими рост экспорта черных металлов, являются антидемпинговые таможенные пошлины, в том числе непосредственно в отношении российских производителей.
Продолжает ускоряться спад погрузки строительных грузов: в январе-июне спад ускорился на 1,6 п.п. по сравнению с итогами января-мая (-3% против -1,4%). Спад погрузки цемента также ускорился на 1,1 п.п. (-5,2% против -4,1%). Суммарно в июне погрузка строительных грузов и цемента на сети ОАО "РЖД" сократилась на 0,8 млн т. Необходимо отметить, что Таджикистан наращивает производство и, соответственно, экспорт цемента. Республика превращается в основного поставщика этого вида строительного материала на рынки соседних стран, вытесняя оттуда продукцию конкурентов.
Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)