Развитие портового комплекса в Балтийске создание глубоководного порта в пункте Восточный, строительство и модернизация подходных железнодорожных и автомобильных путей один из основных портовых проектов Калининграда, намеченных к реализации до 2010 года.
Порт Калининград является единственным незамерзающим российским портом на Балтике, он расположен в устье реки Преголя и соединен с морем 43-километровым Морским каналом. На территории порта работают 12 стивидорных компаний. О перспективах и проблемах порта рассказывает начальник ГУ Морская администрация порта Калининград Георгий Себов.
Судьба порта Калининград во многом зависит от решений, принятых на государственном и межгосударственном уровнях.
Оторванность области от остальной территории России негативно сказывается на развитии портовых структур. Довольно сложно прогнозировать, как будут меняться условия транзита, условия прохождения грузов через Литву и Белоруссию. В этой ситуации говорить о разработке генеральной схемы развития портового комплекса Калининграда преждевременно. Среди проблем надо отметить также непродуманность тарифной политики, особенно это касается железнодорожных перевозок, сложность процедуры таможенного оформления грузов, отсутствие правил частного инвестирования в госсобственность (подробнее об этом читайте дальше).
Перспективы развития порта определены концепцией развития транспортного комплекса региона до 2010 г., утвержденной Минтрансом РФ.
Сейчас процесс развития порта идет в основном за счет частных инвесторов, которые вкладывают деньги на свой страх и риск. Однако сгущать краски тоже ни к чему. Надо искать пути выживания и процветания в тех условиях, которые есть, использовать не только транзитные возможности области, но и возможность стать для стран ЕС пунктом распределения и хранения товаров.
- За счет каких грузов идет сегодня развитие порта?
- Сейчас развитие порта идет в основном за счет перевалки нефти и нефтепродуктов. Конечно, это однобокое развитие, которое не может нас удовлетворять. Из 13 млн т грузов, переработанных в порту в 2003 году, более 60% приходится на нефть и ее производные.
Перевалкой нефти в Калининградском порту занимаются в основном мелкие нефтетрейдеры. В Вентспилсе для них дороговато, а в Приморск нефть идет по БТС.
При общем росте объема перевалки (за 4 месяца вырос на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) в этом году наблюдается падение оборота по традиционным для калининградского порта сухим грузам: металл, удобрения, древесина, рыбопродукты.
- Какие инвестиционные проекты реализуются в Калининграде в области портового строительства?
- Активными темпами развивается терминал ООО Лукойл-Калининградморнефть с перспективой перевалки 5 млн тонн в год. Что касается этого инвестора, то тут удалось соединить интересы компании и интересы государства. Нефтяники выполнили работы по реконструкции Морского канала, в результате его ширина увеличилась до 80 м, а глубина до 10,5 метра. В данном случае речь идет об инвестировании на возвратной основе, вложенные средства компания получит в ходе эффективной эксплуатации терминала.
Активно развивается портовый комплекс в Балтийске, где речь идет о создании глубоководного порта в пункте Восточный. Остальные проекты касаются модернизации уже существующих мощностей, ремонта и перепрофилирования причалов. Дело в том, что проектные возможности портовых терминалов позволяют перегружать до 20 млн т различных грузов в год, то есть возможности для роста грузооборота имеются и при существующих мощностях.
В связи с ограниченной глубиной морского канала Калининградский порт традиционно специализируется на приеме средних судов грузоподъемностью 2025 тыс. тонн. С развитием порта в Балтийске станет возможным прием судов дедвейтом 35 тыс. т и длиной до 200 м.
- В какой стадии находится процесс строительства порта в Балтийске?
- К 2006 году в Балтийске должно обрабатываться 8,2 млн т грузов. Сейчас весь небольшой объем перевозок связан с деятельностью грузопассажирского паромного сообщения Санкт-ПетербургБалтийскЛюбек.
Неотъемлемой частью порта в пункте Восточный станет железнодорожно-автомобильный паромный терминал для линии Усть-ЛугаБалтийскпорты Германии. Уже построены автопаромный терминал и таможенный пункт. В августе 2004 года планируется сдать в эксплуатацию терминал по перевалке контейнеров и генеральных грузов, начинается строительство железнодорожно-автомобильного паромного терминала.
Значительные средства ООО Балтийская стивидорная компания вкладывает в объекты госсобственности, а именно в причалы и обустройство акватории.
Однако правила частного инвестирования в госсобственность не выработаны, и мы уже полгода не можем согласовать договор аренды (имеется в виду построенный компанией терминал, который она же и будет арендовать у государства) с инвестиционным договором.
Замечу, что портовый бизнес вносит немалый вклад в областной бюджет. Каждая тонна груза, проходящая через порт, приносит всем участникам процесса 1214 долларов дохода. Даже по приблизительным расчетам выходит, что за два последних года порт принес области в виде налогов, инвестиций и т. д. порядка 6070 млн долларов доходов.
Концепция развития транспортного комплекса региона до 2010 года в области портового строительства включает в себя:
- реконструкцию контейнерного терминала в торговом порту;
- строительство глубоководного порта в Балтийске в пункте Восточный, включая терминалы для паромной линии Усть-ЛугаБалтийскпорты Германии;
- организацию пассажирского автомобильного паромного сообщения с Санкт-Петербургом и портами Германии;
- строительство и модернизацию подходных к этим объектам автомобильных, водных и железнодорожных путей.
Финансирование всего транспортного комплекса региона предусмотрено в объеме 14,7 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 2,8 млрд.
ГУ МАП Калининград