К разработке новой генеральной схемы развития портов Выборга и Высоцка приступило ОАО ЛенморНИИпроект.
Это связано как с развитием портового комплекса Ленинградской области в целом, так и с необходимостью модернизации старых портовых мощностей.
Выборг
Будущее порта Выборг, по мнению начальника МАП Выборга, Высоцка и Усть-Луги Евгения Сороко, должно определяться тем фактом, что порт зажат в городской черте, а значит, его экстенсивное развитие (расширение территории) невозможно. Я считаю, что экологически проблемные грузы, например уголь, должны быть переориентированы на порты Усть-Луги и Высоцка, а перспективным направлением для Выборга должны стать перевалка контейнеров, скоропортящихся продуктов, пассажирские перевозки и яхтенный туризм, сообщил он.
Эту точку зрения поддерживает и генеральный директор ЗАО Высоцкий МТП, член Совета директоров ЗАО МТП Выборг Глеб Котельников, добавляя, что необходимость загрузки портовых мощностей вынуждает обрабатывать традиционные для порта грузы, но в перспективе выборгский порт будет переориентирован на экологически чистые грузопотоки.
Сейчас глубина акватории 6,5 м не позволяет в полном объеме принимать рефрижераторные и пассажирские суда. В настоящее время в порту ведутся работы по дноуглублению и ремонту двух причалов.
Сегодня из 12 причалов порта Выборг функционируют 7, остальные, построенные еще в XIX веке и ни разу не реконструированные, были выведены из эксплуатации 2025 лет назад. В МАП считают, что после модернизации эти причалы можно использовать в качестве пассажирских в комплексе Морского вокзала. В модернизации нуждаются и перегрузочные мощности.
По словам Глеба Котельникова, рассматривается вопрос о модернизации инфраструктуры порта и развитии пассажирского сервиса, инвестиции будут направляться также на закупку современного оборудования, в том числе для организации контейнерных перевозок. В МТП Выборг считают, что для развития морского туризма необходимо решить визовые проблемы. Сейчас цена оформления визы сопоставима со стоимостью проезда из Финляндии до Выборга.
В настоящее время ЗАО Морской торговый порт Выборг специализируется на перевалке угля, удобрений, пиломатериалов, чугуна, обрабаты-вая в год около 1 млн тонн грузов. За первые 6 месяцев 2004 года порт Выборг переработал 460 тыс. т грузов, что на 37,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общая пропускная способность причального фронта Выборгского порта составляет порядка 1 млн тонн, резерв более полумиллиона тонн.
Высоцк
Порт Высоцк в настоящее время состоит из двух портовых комплексов: старого многофункционального ЗАО Морской торговый порт Высоцк (сейчас все 4 причала используются в основном для перевозки угля) и построенного в июне 2004 года специализированного ОАО РПКВысоцкЛУКОЙЛ-II по перевозке нефтепродуктов (2 причала, один уже сдан в эксплуатацию). Оба комплекса работают в рамках единого порта, но у каждого из них имеется собственная портовая структура.
4 млн тонн в год составляет общая пропускная способность причального фронта ЗАО МТП Высоцк и эксплуатационные характеристики причала ОАО РПКВысоцкЛУКОЙЛ-II позволяют принимать суда дедвейтом до 20 тыс. тонн.
В дальнейшем планируется:
- развитие распределительно-перевалочного комплекса по перекачке нефтепродуктов до 10,6 млн, - в перспективе до 12 млн тонн;
- модернизация угольного терминала в ЗАО Высоцкий морской торговый порт, что позволит - увеличить перевалку навалочных грузов до 7 млн тонн к 2007 году ( к 2010 еще на 30%).
Реализация данных планов напрямую зависит от решения вопроса об увеличении пропускной способности железной дороги.
В планах ЗАО Высоцкий МТП замена морально устаревшего оборудования современным комплексом по перегрузке угля. Это определит специализацию данного портового комплекса как угольного.
2,4 млн тонн составил в 2003 году объем грузооборота ЗАО Высоцкий морской торговый порт; 3,5 млн тонн планируется достичь в 2004.
В планах ЗАО Высоцкий МТП проведение работ по реконструкции причалов и углублению дна. По словам Глеба Котельникова, глубину причальных мест планируется увеличить с 10 до 12 м, что позволит принимать суда дедвейтом до 40 тонн (сейчас обслуживаются суда дедвейтом до 20 тыс. тонн). Предпроектные разработки по реконструкции причалов и углублению дна находятся на согласовании в Минтрансе РФ.
Что касается РПК Лукойл-II, то в настоящее время к нефтяному терминалу могут швартоваться танкеры дедвейтом 20 тыс. тонн, а в перспективе после дальнейших дноуглубительных работ до 80 тыс. тонн.
С вводом в эксплуатацию РПК Лукойл-II месячные объемы отгрузки в целом по порту резко выросли. В июне порт отгрузил 360 тыс. тонн, к середине августа 570 тыс. тонн (по данным МАП).
В августе 2004 года в порту Высоцк была введена в эксплуатацию локальная система управления движением судов (СУДС), ставшая частью региональной системы безопасности мореплавания (РСБМ) в восточной части Финского залива.
Запланировано расширение линейной связи от Высоцка до Выборга, что позволит повысить эффективность работы МАП и интегрировать Выборг и Сайменский канал в единую информационную среду РСБМ.
ОАО ЛенморНИИпроект