Компания CBRE провела мониторинг влияния девальвации рубля на импортоориентированных fashion ритейлеров
CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, провела мониторинг цен на товары категории fashion в январе – мае 2015 года. В своем новом исследовании компания CBRE оценила, насколько могла снизиться прибыль импортоориентированных ритейлеров из-за девальвации рубля, и насколько ритейлеры готовы платить текущие арендные ставки.
В рамках мониторинга наблюдалась ценовая политика 10 брендов в каждой из категорий: мужской и женской одежды. Для наблюдения были выбраны комплекты, позволяющие сформировать повседневный и деловой гардероб (комплект одежды состоит из семи базовых моделей, цены на которые фиксировались в течение пяти месяцев в магазинах популярных российских и международных сетевых ритейлеров).
Результаты исследования показали, что рост цен на мужскую одежду за пять месяцев 2015 года составил, в среднем, 39%, на женскую – 11%. Цены на одежду делового стиля росли несколько быстрее, чем цены на повседневную одежду: в среднем, на 9% в месяц против 7%. В результате, за пять месяцев стоимость комплекта одежды повседневного стиля достигла январского уровня цен на комплект одежды делового стиля, который изначально является более дорогим.
Ценовая политика брендов разных ценовых сегментов в течение 2015 года существенно отличалась. Так ритейлеры сегмента масс-маркет были более сдержанны в повышении цен, стимулируя потребительский спрос.
Динамика средней цены комплекта одежды в разбивке по ценовому сегменту, тыс. руб.
Источник: CBRE
Анализ CBRE выявил, что снижающиеся прибыль и обороты ритейлеров привели к росту их давления на арендодателей для того, чтобы добиться снижения арендных ставок, которые уменьшились по итогам 2014 года в среднем на 20-30% в долларовом выражении и продолжили снижаться в 2015 году.
Теоретический пример изменения структуры цены розничного оператора одежды
Допущения:
- Рост цены на конечную продукцию за январь–апрель 2015 года – 25%
- Инфляция за период январь–апрель – 7,9%
- Девальвация рубля с середины 2014 года на середину мая 2015 года – 70%
- Рост арендной платы в рублях с учетом верхней границы валютного коридора в 40 руб. за 1 доллар США – 15%
Источник: CBRE
Теоретический расчет для «среднего импортоориентированного ритейлера» показывает, что потери в прибыли могли составить примерно 2/3 от предкризисного уровня (около 70%).В лучшем положении оказались игроки, имеющие некоторую локализацию производства в России, а также более высокий уровень маржинальности в сравнении со взятым для расчета.
Так или иначе, финансовая устойчивость импортоориентированных игроков достаточно заметно пострадала в результате серьезного ослабления курса рубля. Ее восстановление может занять более 18 месяцев. При этом снижение реальных доходов населения в 2015 году может удлинить данный процесс.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что давление на арендные ставки в сторону понижения, скорее всего, не закончено. Однако наиболее острая фаза проблем уже пройдена, и динамика возможностей ритейлеров платить арендные ставки, скорее, имеет тенденцию к улучшению.
Максим Палт, старший консультант отдела исследований рынка CBRE, прокомментировал результаты исследования:
«Несмотря на то, что сила давления девальвации курса рубля и вызванной им инфляции на потребительский спрос остается высокой, значительная часть ритейлеров не намерена сокращать планы по развитию. Так, например, с начала года о планах по развитию и частичной их реализации объявили бренды одежды среднего ценового сегмента и сегмента масс-маркет (Forever 21, H&M, Monki, Uniqlo, Sela)».
Примечание для редакторов:
1) Комплект одежды состоит из семи базовых моделей.
Мужской комплект: брюки из денима (джинсы), галстук, кардиган / джемпер, комплект нижнего белья, футболка, хлопковая рубашка, хлопковые брюки.
Женский комплект: брюки из денима (джинсы), кардиган / джемпер, комплект нижнего женского белья, леггинсы, топ-майка, хлопковая рубашка, юбка-карандаш.
2) В ходе исследования был проведен анализ изменения цен в четырёх магазинах сегмента массмаркета, трёх магазинах среднего ценового сегмента и трёх магазинах сегмента средний плюс.