Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank сравнили уровень развития торговой недвижимости в крупных российских и европейских городах с населением от 1 млн человек.
Российские города вошли в топ-10 рейтингов по обеспеченности торговыми площадями и объему площадей.
- Так, Самара заняла 3-ю строчку в европейском рейтинге городов по уровню обеспеченности торговыми площадями (551 кв. м на 1000 жителей), оставив позади Бухарест (532 кв. м), Прагу (521 кв. м), Милан (400 кв. м) и Лондон (224 кв. м). При этом Самара лидирует по данному показателю на российском рынке, опережая Москву (444 кв. м) и Санкт-Петербург (542 кв. м).
- На первом месте рейтинга по обеспеченности торговыми площадями Варшава (823 кв. м) и Мадрид (726 кв. м). В топ-10 также вошли Санкт-Петербург, Екатеринбург (539 кв. м) и Нижний Новгород (467 кв. м) (подробнее см. таблицу 1).
Москва замыкает первую десятку в рейтинге из 24 городов с показателем 444 кв. м. Однако с учетом строящихся и планируемых к строительству ТЦ обеспеченность торговыми площадями москвичей может вырасти до 609 кв. м на 1000 жителей уже к 2019 г. Таким образом, через 3 года Москва может войти в топ-5 европейских городов по уровню развития торговой инфраструктуры.
- По объему предложения качественной торговой недвижимости рынок Москвы остается крупнейшим в Европе (GLA - 5,47 млн кв. м). Второе и третье места занимают Париж (GLA – 4,7 млн кв. м) и Санкт-Петербург (GLA – 2,83 млн кв. м) (подробнее см. таблицу 2).
- Из региональных городов России по показателю объема предложения в «европейскую десятку» вошел Екатеринбург (GLA - 769 764 кв. м).
- Формирование рынков торговой недвижимости в российских городах в значительной степени зависит от условий кредитования, международной геополитической ситуации и спроса со стороны конечных потребителей, который пока оценивается как слабый (показатель Индекса потребительской уверенности один из самых низких в Европе).
Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости, KnightFrank, отметил: «Уровень развития торговой инфраструктуры говорит не только о дефиците либо избытке торговых центров в городе, но и об инвестиционной привлекательности региона, уровне жизни населения и, в том числе, градостроительной политике местных властей. Очевидно, что Москва обладает значительной емкостью рынка по сравнению с большинством российских городов, что объясняет высокую активность девелоперов даже в кризис. Также мы можем ожидать волны редевелопмента в Самаре и Петербурге и новое строительство в Перми и Красноярске».
Таблица 1. Рейтинг городов по обеспеченности жителей качественными торговыми площадями, кв. м/1 000 жителей
Город
Обеспеченность жителей качественными торговыми площадями, кв. м/1 000 жителей
1
Варшава
823
2
Мадрид
726
3
Самара
551
4
Санкт-Петербург
542
5
Екатеринбург
539
6
Бухарест
531
7
Прага
523
8
Нижний Новгород
467
9
Барселона
467
10
Москва
444
11
Париж
443
12
Уфа
415
13
Милан
400
14
Воронеж
395
15
Ростов-на-Дону
368
16
Челябинск
350
17
Берлин
315
18
Омск
312
19
Новосибирск
306
20
Казань
301
21
Волгоград
300
22
Красноярск
231
23
Лондон
224
24
Пермь
168
Источник: Knight Frank Research, 1 полугодие 2016
Таблица 2. Рейтинг городов по объему качественной торговой недвижимости, кв. м
Город
GLA, кв. м
1
Москва
5 472 018
2
Париж
4 700 000
3
Санкт-Петербург
2 832 900
4
Мадрид
2 282 124
5
Лондон
1 928 000
6
Варшава
1 435 923
7
Берлин
1 100 000
8
Бухарест
999 260
9
Екатеринбург
769 764
10
Барселона
755 000
11
Прага
650 000
12
Самара
645 742
13
Нижний Новгород
592 600
14
Милан
537 000
15
Новосибирск
485 148
16
Уфа
464 576
17
Челябинск
417 100
18
Ростов-на-Дону
412 548
19
Воронеж
408 271
20
Омск
367 040
21
Казань
365 807
22
Волгоград
304 340
23
Красноярск
246 000
24
Пермь
175 126
Источник: Knight Frank Research, 1 полугодие 2016
График 1. Индекс потребительской уверенности, 2016 г.
Источник: KnightFrank, Росстат, Евростат